Лучший педагог года

Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Татьяна Бауэр
Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Есть мнение, что в дошкольном возрасте ребенок не способен к данному виду деятельности. Из-за чего возникают споры о сходстве и различии механизмов экспериментирования, познавательно-практической, исследовательской деятельности. Тем не менее, в дошкольной науке имеется большой фонд исследовательских работ по проблеме. Например, исследования А. И. Савенкова (доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МПГУ, г. Москва, РФ).

Публикация «Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Что мы понимаем под исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста? Прежде всего, не воспроизведение им заданных взрослым или случайно подобранных способов действий, в результате которых ребенок наглядно убеждается в проявлении тех или иных свойств объектов, явлений, материалов. Под исследовательской деятельностью понимается постановка проблемы и целенаправленное изучение этой проблемы через выдвижение гипотез и систему проверочных опытов, построенных детьми самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Другим словами, мы говорим не о самостоятельной деятельности, а об организованном исследовательском поведении детей.

Особенность мышления детей дошкольного возраста в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Что конечно давно замечено специалистами в области ДОО. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.

По определению любая деятельность, в том числе и исследовательская, предполагает возникновение мотива (в момент осознания того, что появилась проблема, постановку цели, планирование, реализацию процесса по ее достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. При первом же понимании использование элементарных опытов в ДОО учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, обычно, ставятся педагогом. Мотивация строится не от познавательной потребности, а на основе интереса к действию (процессу, в результате чего осознания проблемы не происходит.

В ДОО нельзя механически перенести методику проведения исследования из школьной практики. У детей дошкольного возраста совершенно иные источники информации: нет умения самостоятельно работать с литературой, не до конца сформирована способность связывать процесс деятельности с ее результатом, особенно отдаленным по времени. Конкретность мышления и неумение абстрагироваться затрудняет развитие способности выводить закономерности в наблюдаемых явлениях. Но все же существуют подходы к организации исследовательской деятельности с дошкольниками.

Анализ содержания учебной программы свидетельствует, что

элементарная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в рамках образовательной области «Ребёнок и природа» с помощью элементарных опытов.

Ребенок старшей группы может научиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения, определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений.

Поэтому из вышесказанного, можно определить основные требования к организации исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования :

1. Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Например, в наблюдении, во время чтения литературы (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления, в процессе труда (в природе, хозяйственно-бытового, ручного, рассматривания иллюстраций и т. д. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей.

Задача педагога на этом этапе — помочь осознать эту потребность.

2. Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы ее проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реальной картины мира.

3. Педагог может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так, что можем узнать?»

4. Исследование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребенок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось.

5. Результаты исследования дети самостоятельно фиксируют схемами и рисунками.

6. Для получения более объективных результатов проверку (исследование) следует проводить не на одном объекте (явлении, а на группе объектов (явлений, относящихся к одному классу. Для этого следует учить детей дошкольного возраста собирать «копилки» и структурировать их содержание (собирать объекты по одному или нескольким заданным свойствам, значениям, признакам, классифицировать объекты внутри копилки). Они представляют собой коллекции объектов (предметы, картинки, игрушки и т. д., собранные детьми вместе с родителями и воспитателями. В дошкольном возрасте дети не могут в полной мере работать с картотеками, поэтому собранные «копилки» структурирует педагог после совместного обсуждения.

Исследование не должно быть жестко привязано к рамкам отдельного занятия. Гораздо полезнее проводить его в свободное время и с небольшими

подгруппами детей, в виде исследовательского проекта.

Описание результатов исследовательской деятельности полезно делать по схеме:

1. Описание ситуации. Что удивило? Какие свойства (признаки и их значения) объекта показались необычными? В каких условиях проявилось это свойство (значение признака? С какими иными объектами связан наш объект, о котором мы хотим больше узнать? Наблюдали ли мы подобное ранее?

2. Гипотеза. Что предположили?

3. Эксперимент 1. Что захотели проверить (цель? Как это делали (план? Что получили (осуществление эксперимента и итог? Как изменилось свойство (значение признака? В связи с чем?

В качестве примера рассмотрим результаты проведенного с детьми старшей группы исследования «Тонет — не тонет».

1. Описание ситуации. Во время мытья игрушек дети обратили внимание на то, что деревянные кубики тонут в тазу с водой, а пластмассовые плавают на поверхности. Удивило то, что деревянные кубики утонули. Ранее во время экспериментирования с карандашом и гвоздем наблюдали, что древесина (карандаш) не тонет.

2. Гипотеза 1. Мы предположили, что деревянный кубик тонет, потому что тяжелее карандаша. И все деревянные объекты большой массы тонут.

3. Эксперимент 1. Для проверки гипотезы нужно собрать «копилку» деревянных предметов разной массы и проверить опытным путем, какие из них тонут, а какие плавают. Собранные деревянные объекты рассортировали по группам в зависимости от их веса. Выяснили, что некоторые тяжелее карандаша, но не тонут, а плавают на поверхности воды. Отобрали эти объекты, выделили общее свойство: все они плоские или имеют широкое основание. Однако у кубика, который пошел ко дну во время мытья игрушек, оно тоже было.

В эксперименте использовались деревянные предметы и емкость с водой. Если от предмета не зависит его способность удерживаться на плаву, то это может зависеть от емкости с водой.

4. Гипотеза 2. Мы предположили, что способность деревянных объектов удерживаться на поверхности воды зависит от объема сосуда.

5. Эксперимент 2. Для проверки использовали различные емкости с водой, в которые опускали деревянные предметы с широким основанием. Выяснили, что чем глубже емкость, тем лучше на поверхности держится деревянный предмет. Проверили предположение на остальных деревянных предметах, у которых не было широкого основания. Предположение подтвердилось.

6. Вывод. Чем больше глубина, тем лучше плавает деревянный предмет.

7. Что осталось невыясненным? Если деревянные предметы не тонут в глубоких водоемах, отчего иногда тонут деревянные лодки? (Далее планируется следующая серия опытов с цельными и полыми деревянными

объектами).

Методические требования к организации занятий с дошкольниками :

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому наблюдение за длительными процессами, например, сезонными изменениями в природе, наталкивается на объективные трудности. Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях.

Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные признаки которых очевидны.

Существенные признаки, которые учитывают дети при общении, ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых понятий перед сложными.

Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны. Причина в том, что знания отношений - абстрактные понятия, не имеют образного воплощения. Значит, специально обучать детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения фактов.

Возрастные особенности психики ребенка - двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенная и наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности, крайне малый личный жизненный опыт и слабое развитие речи диктуют воспитателю необходимость использовать на занятиях адекватные методы и методические приемы: дидактические игры, занимательный материал, сказочность, наглядность.

При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 2 августа 2021 в 08:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД