Папки-передвижки

Организация НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Подготовка к обучению грамоте: звук [Ш] и буква «Ш»

Глазырина Ольга
Организация НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Подготовка к обучению грамоте: звук [Ш] и буква «Ш»

Организация непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы

по теме: «Подготовка к обучению грамоте : звук и буква Ш»

Цель: Создание условий для подготовки детей к обучению грамоте, закреплению лексико-грамматических категорий. Формирование предпосылок читательской грамотности.

Задачи

Образовательные:

Публикация «Организация НОД по развитию речи для детей подготовительной группы „Подготовка к обучению грамоте: звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах

- познакомить детей со звуком и буквой Ш, закрепить навык четкого произношения звука [ш];

- формировать умение определять наличие или отсутствие звука [ш] в слове, позицию звука [ш] в слове;

- формировать умение проводить звукослоговой анализ слов;

- развивать умение употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже;

- развивать умение правильно употреблять притяжательные прилагательные;

- развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным оттенком;

- закрепить навык использования в речи предлогов;

- развивать умение согласовывать числительные с существительными;

- закрепить умение составлять предложения по двум или нескольким предметным картинкам.

Развивающие :

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- мотивировать детей на речевую, познавательную и творческую деятельность;

- развивать умение работать в коллективе, создать хорошее настроение.

Приоритетная образовательная область: речевая.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.

Развивающая предметно-пространственная среда:

- РППС группы включает весь материал, который был подготовлен и использовался во время изучения темы.

Организационный момент

Уч-лог: - Ребята, я сегодня так к вам спешила, что не взяла много нужных мне вещей. Какие же вещи я не взяла?

Игра с мячом:

- "Нет чего?"

Логопед кидает ребенку мяч и говорит:

- Я не взяла расческу, значит у меня нет чего? (расчески) и т. д. (нет блокнота, нет ручки).

Уч-лог: - Молодцы! Но зато я заметила на двери детского сада плакат, посмотрите! (логопед показывает плакат с изображением грустного чебурашки с надписью -

Чебура ка).

Уч-лог: - Ребята, кто это? (Чебурашка). А какой здесь Чебурашка? (грустный, плачет.).

Логопед предлагает прочитать, что написано на плакате (Чебура ка).

Уч-лог: Я узнала, что Шапокляк решила забрать букву Ш себе, чтобы только у нее в имени была такая буква. Она спрятала букву в лесу и вот Чебурашка теперь стал Чебуракой. Как же нам ему помочь? (найти букву). Конечно, но сначала надо узнать о букве Ш как можно больше.

Основная часть

Уч-лог: - Какой звук обозначает буква Ш? (звук [ш]).

- Звук [ш] гласный или согласный звук? Как мы это определим? (не тянется, не поется, при произнесении звука работает язык ("чашечка").

- Звук звонкий или глухой? дети определяют).

- Звук [ш] – согласный, глухой и твердый (мягким не бывает).

- Каким цветом будем обозначать звук [ш]? (синим).

- А на что похожа буква Ш? (ответы детей).

Игры:

- «Поймай звук [ш]» (дети хлопают в ладоши, услышав звук [ш] среди других согласных: д-м-н-р-ш-к-з-ш.);

- «Узнай звук [ш] в слове» (дети хлопают в ладоши, услышав слово со звуком [ш]).

Уч-лог: - Вот теперь мы готовы к путешествию. Посмотрите, вот три тропинки, на них чьи-то следы (беличьи, медвежьи и волчьи).

Игра:

- "Чьи следы?"

Уч-лог: - Ребята, а по какой же дорожке побежала Шапокляк? Наверное надо определить в названии какого животного слышится звук [ш] (логопед называет зверей (белка, волк, медведь, а дети определяют, что в этих словах нет звука [ш]).

- А давайте попробуем слова изменить и назвать животных ласково.

Игра:

- "Назови ласково"

Дети определяют, что надо идти по медвежьей дорожке и приходят на "поляну".

Уч-лог: - Посмотрите, какие красивые ромашки в корзинке! Ребята, а цветы-то необычные! На каждом цветочке картинка в названии которой есть звук [ш]. Кто-то их сорвал. Как вы думаете, кто? (Шапокляк)

- Вернуть на клумбу мы их уже не сможем, но можно отправить их зверятам. А вот и волшебный паровоз. Посмотрите в первом вагоне для кого будут ромашки? (для лисы) Во втором? (для зайчика, а в третьем? (для медведя).

Игра:

- «Место звука [ш] в слове» (дети определяют, где находится звук [ш] в словах (в начале, в середине или в конце слова) и помещают картинки в вагончики.

На двух последних цветах картинок нет, вместо них загадки о животных. Логопед загадывает детям загадки. Отгадав животного дети помещают ромашку в вагон в зависимости от того, где находится звук Ш в слове.

Уч-лог: - Сколько ромашек поместилось в первом вагоне? (пять ромашек) Во втором? (семь ромашек) В третьем вагоне? (четыре ромашки).

В корзине дети находят картинку с изображением медведя.

Уч-лог: - Ребята, цветы рады, что поедут к зверятам и решили нам помочь, дали нам подсказку. Может эта картинка поможет нам узнать, где искать букву Ш? Надо ее взять с собой.

Дети идут дальше и видят дерево с изображением гнезда и дупла. Под ним сидит птица, белка, дятел, заяц, лиса; лежит облако, гриб.

Уч-лог: - Ребята, надо помочь животным и каждому найти свое место.

Игра:

- "Кто (что) где находится"

Под деревом дети находят картинку с изображением меда.

Уч-лог: - Мы опять сделали доброе дело и нам дали вторую подсказку. Что это? (мед)

Дети идут дальше и видят колокольчики, барабаны и фигурки животных.

Уч-лог: - Ребята, животные хотят, чтобы у них был оркестр, но не могут понять кому играть на барабаны, а кому звенеть в колокольчики. Надо им помочь. У барабана глухой или звонкий звук? (глухой) А какой звук у нас глухой Ш или Ж? (Ш) Значит на барабане будут играть те, у кого в названии есть звук Ш. А в колокольчик, те у кого есть звук Ж.

Игра:

- "Колокольчик - барабан"

Под барабаном дети находят картинку на которой изображено дерево.

Уч-лог: - А вот и третья подсказка!

Путешествие продолжается и дети находят корзинку с шариками су-джок.

Уч-лог: - Ребята, посмотрите, мы нашли ежиков. Какие они разноцветные. Сколько их? (дети считают)

Уч-лог: - Правильно, пять ежиков. Надо помочь ежикам выбраться из корзины. Давайте сделаем звуковой анализ слова МИШКА и все ежики будут на свободе.

Дети и логопед делают звуковой анализ слова МИШКА и выкладывают из шариков схему слова. Под "ежиками" в корзине находят четвертую картинку с изображением пчел.

Уч-лог: - Молодцы, у нас есть четыре подсказки! А теперь пора отдохнуть.

Физминутка – «Зайчики»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

(В. Волина)

Пальчиковая игра «Ежик»

(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой)

Ежик, ежик колкий, где твои иголки.

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну – зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки, съедят меня волки.

(дети катают Су – Джок между ладоней)

Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз – два – три – четыре – пять,

(разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Уч-лог: - Ребята, мы хорошо отдохнули, а теперь надо подумать о чем говорят наши подсказки.

Игра:

- "Составь предложение"

Дети составляют предложения по картинкам (медведь, дерево, мед, пчелы).

Уч-лог: Мы составили много предложений. Кто догадался, где Шапокляк спрятала букву? (в улье). Ребята, а как же мы его найдем? (по медвежьим следам).

Дети идут по дорожке и находят улей.

Уч-лог: - Ребята, в улье пчелы! Как же нам достать букву? (надо их усыпить). Мы споем им колыбельную, повторяйте за мной:

Ша-ша-ша - кормим кашей малыша.

Шо-шо-шо - кушай кашу хорошо.

Шу-шу-шу - спать пора малышу.

Ши-ши-ши - спят спокойно малыши.

Уч-лог: - Ребята, пчелы спят, но как буква узнает, что мы пришли ее спасти? Надо сказать пароль. Сейчас каждый придумает слово со звуком [ш]. Это и будет наш пароль (дети придумывают слова).

Логопед достает из улья буквы.

Уч-лог: - Ребята, а здесь много букв (три буквы Ш (синяя, зеленая и красная, Щ, Ц) Надо определить какая нам нужна (дети убирают буквы Щ, Ц и определяют, что если звук Ш согласный, твердый, то нужна синяя буква Ш).

Логопед предлагает вернуть Чебурашке букву и дети вклеивают букву в имя Чебурашки.

Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время логопед меняет плакат с грустным Чебурашкой на плакат, где Чебурашка улыбается. На плакате дети читают слово Спасибо!

Заключительная часть

Уч-лог: - Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуком [ш] и буквой Ш).

Уч-лог: - По традиции мы сейчас выберем звезду дня (дети выбирают «звезду дня» по наличию звука [ш] в имени ребенка). Ребенку выдается звезда с буквой Ш.

Уч-лог: - А теперь я всем предлагаю вылепить букву Ш из пластилина и украсить ее.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Подготовка к обучению грамоте: звук [Ш] и буква «Ш»
Опубликовано: 14 марта 2024 в 17:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД