Нина Митрофанова
Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Полученные неправильные представления о мире могут стать причиной недоброжелательного отношения, а подчас, и жестокого обращения с природой, что нанесет вред не только природе, но и психики самого ребенка. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные, поэтому мы считаем, очень важным, чтобы дети уже с первых лет жизни получили верные сведения о природе.
Публикация «Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для формирования первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста, необходимо в повседневной жизни в дошкольном образовательном учреждении правильно организовать развитие интереса к познанию окружающего миру через положительное эмоциональное воздействие. Положительные эмоции у детей вызывают знакомство с игрушками, изображающими животных, использование дидактических игр ("Кто в домике живет?", "А у нас во дворе", "К нам приехал гость", игр-сюрпризов ("Ты кто?" и д. р., игр-забав ("Солнечный зайчик", "Водичка-водичка", настольных («Овощи и фрукты», «Собери цветок», «Назови животное») и сюжетно-ролевых («Курица и цыплята»).
Представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста так же формируются в процессе постоянных наблюдений, вовремя которых взрослый обращает внимание на внешние отличительные особенности исследуемых объектов и явлений, взаимоотношения с другими объектами и знакомит с их средой обитания.
В дошкольном учреждении на прогулках с помощью воспитателя дети наблюдают за животными, птицами (перелетными и зимующими, растениями (деревьями, кустарниками, ягодами, травой) и природными явлениями (светит солнце, падает снег, идет дождь). В группе дети могут наблюдать экспериментальную деятельность (с водой, песком, льдом и т. д., в процессе которой идет обогащение памяти, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием этого является не только ознакомление младшего дошкольника с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Занятия – экспериментирование, на наш взгляд, наиболее увлекательны, если их проводить в форме : работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов, демонстрационного материала (иллюстрации, схемы, карты) и различных «научных штучек» (лупа, микроскоп, пробки, магниты и д. р.).
Кроме того, в группе младшего дошкольного возраста необходимо создать центр для исследований («центр науки», «исследовательский уголок») и постоянно пополнять в нем рабочий материал («Занимательные сундучки») необходимый для проведения опытов в самостоятельной деятельности дошкольников. Примерное содержание такого сундучка: веревки, пластиковые бутылки разных размеров растворимые продукты (сахар, соль, мерные ложки, кружки, в контейнерах природный материал (камешки, шишки, желуди, фартуки щетка, совок и т. д. Работая с этими предметами они могут совершать свои первые открытия.
Наблюдения, на основе которых складываются первичные представления о природе младших дошкольников, могут быть не только за объектами и явлениями природы, но и за самим человеком. Например, работник дошкольного учреждения (воспитатель, помощник воспитателя, дворник, медицинская сестра и т. д.) и родственники могут стать сами объектами их изучения, но так как в этом возрасте активно развивается подражание, а многие мамы и папы не владеют методикой ознакомления детей с природой, то задача воспитателя дать и родителям правильные представления об окружающем мире и способах его охраны.
Для этого необходимо проводить родительские собрания, консультации, систематически обновлять содержание родительского уголка, папки-передвижки по экологическому воспитанию, это в свою очередь расширит представления детей об окружающей действительности и сформирует их собственное отношение к природе.
Таким образом, получение положительных эмоций вовремя познания мира, правильная организация процесса формирования представлений о нем и отношение самих взрослых, способствует становлению у младших дошкольников целостной картины мира и основ культурного изучения окружающей действительности в дальнейшем – в школе.
Список использованной литературы:
1. Акимова, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа [Текст] Ю. А. Акимова- Москва: ТЦ Сфера, 2007.
2. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой [Текст] Н. Ф. Виноградова - Москва: Просвещение,1978.
3. Ежкова Н. С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – №6.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] А. И. Иванова. - Москва: ТЦ Сфера, 2003.
5. Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях [Текст] С. Н. Николаева. - Москва: Просвещение, 1993.