Папки-передвижки

Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей

Ольга Моськина
Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей
▼ Скачать + Заказать документы

Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей.

Н. Червякова

Н. Лавриненко

О. Моськина

МБДОУ №243 г. Красноярск.

Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: лепит снежок; наблюдает за поведением хомяка, изучает поведение птиц за окном, проводит опыты с разными предметами; песок, вода, крупа, соль, сахар и т. д. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Из нашего опыта можно сделать вывод, что к старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего- то нового, своего. Это развивает в ребенке мышление, воображение, память и фантазию. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Публикация «Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми, Экологическое образование детей» размещена в разделах

Главная цель, которую мы ставим перед собой: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно -климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и д. р.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и д. р).

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и д. р)

Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ

1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

3. Важно учитывать индивидуальные различия и возрастные особенности детей (темп работы, утомляемость).

4. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять все способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).

Технология организации совместной экспериментально- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. 2. Уточнение плана исследования.

3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

5. Организация исследования.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Оформление и содержание уголков экспериментирования.

1. Материалы для детского экспериментирования располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и должны быть в достаточном количестве.

2. Материалы могут распределяться по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и т. д.

3. В уголок помещают карточки-схемы проведения экспериментов, оформленных на плотной бумаге и ламинированные; на обратной стороне которых описывается ход проведения эксперимента.

4. В уголке располагают индивидуальные дневники экспериментов, где ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведён эксперимент.

5. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

6. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

Продумать условия для хранения всего практического материала: весь материал расположить в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.

• Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы в своей работе ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.

Методы и приемы

-Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента;

-Рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

-Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

-Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

-Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».

-Экспериментальные игры. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

-Наблюдение природных явлений.

-Использование энциклопедий.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию мы используем :

-Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

-События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов и т. д.

-Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям.

-Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам.

-Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Планирование работы с детьми по экспериментированию.

Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой.

Необходимо разработать комплексно- тематическое планирование по экспериментированию в разных возрастных группах. Распределить подборку практического материала по блокам и темам недели.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1. Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

2. Поддерживать проявления инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

Таким образом, наблюдая за детьми в процессе экспериментирования, мы сделали выводы о значимости этой деятельности для дошкольников, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Важнейшая особенность экспериментирования, состоит в том, что в процессе его осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Проанализировав и обобщив свой опыт исследовательской работы с дошкольниками, пришли к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование.

Опираясь на педагогический опыт можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Библиографический список:

1. О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера Москва 2010г

2. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» СПб, «Детство-Пресс», 2012

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» под ред. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова В. «Учитель», 2012

4. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова Образовательная область «Познание» СПб, М., «Детство-Пресс», «Сфера», 2013

5. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №28.

Публикации по теме:

«День и ночь — сутки прочь». Конспект совместной поисково-исследовательской деятельности воспитателя с детьми в старшей группе МДОУ д/с№5 «Лесовичок» комбинированного вида городского округа г. Буй Костромской области Конспект совместной поисково-исследовательской.

Конспект проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми «Первые открытия малышей» в младшей группе Цель: Развивать познавательно - исследовательские способности детей. Задачи: Формировать умение проводить несложные опыты с водой. Продолжать.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух-невидимка» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Задачи образовательные: - способствовать обогащению.

Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми «Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного.

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Трудолюбова Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска Акимова.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада Проектная, поисково-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей.

Семинар-практикум «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников» Семинар-практикум «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников в условиях образовательного пространства.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колокольчик» г. СветлоградаПетровского.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста Введение Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей
Опубликовано: 29 марта 2019 в 08:38
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Моськина (УИ 1654843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД