Получи документы

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Татьяна Исмакова
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Исмакова Татьяна Александровна – воспитатель,

Головина Ирина Григорьевна – воспитатель

СП ГБОУ СОШ с. Новокуровка

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно – исследовательская деятельность, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО,» размещена в разделах

Детский сад - первая и очень важная ступень в системе образования. От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.

При правильной организации учебного процесса формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проводя занятия с детьми в форме познавательно-исследовательской деятельности, мы ставим определенные конкретные задачи:

развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);

освоение ребё нком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

Мы считаем, что в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному.

В процессе исследования:

дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;

развивается речь ребёнка;

происходит накопление фонда умственных приёмов и операций;

формируется самостоятельность;

развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки;

стимулирует детей к коммуникации (работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя);

помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

Технология нашего опыта заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого с детьми. Опираясь на любознательность детей, мы решили проводить занятия в форме познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская позиция воспитателя, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Занятия познавательного цикла можно разделить на типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Каждый из обозначенных типов исследования, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи. Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, занятие выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, мы придерживаюсь следующей последовательности этапов исследования.

Структура занятия:

привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования;

обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями (часть исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы);

предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

В процессе нашей работы, мы пришли к выводу, что познавательно - исследовательская деятельность : во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

«Литература»

1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : 2005.

2. Н. А. Короткова «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» – журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 2002 г.

3. А. И. Савенков «Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании».

Публикации по теме:

Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго - Северной муниципального образования.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-Лимон» НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-ЛИМОН» МБДОУ №52 «Белочка» г. Якутска Воспитатель: Сантаева Юлия Станиславовна.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей. Исследовательская деятельность.

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Е. С. Кононова, воспитатель ЧДОУ "Родничок".

Организация экспериментально-исследовательской деятельностиОрганизация экспериментально-исследовательской деятельности Дети по своей природе постоянно находятся в поиске новых впечатлений, у них огромное желание самостоятельно исследовать окружающий мир.

Консультация для воспитателей «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков).

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса» Стекло и пластмасс. Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и пластмасса. Познакомить с профессией стеклодув. Ход занятия: На столике.

Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности Познавательно-исследовательская деятельность. Раздел Объект Название и цель опыта Сентябрь Неживая природа песок 1. Песочная страна.

Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей. Мозгарева О. А., воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 18:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД