Алла Коринь
Организация работы по формированию здорового образа жизни у слабовидящих детей в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по формированию здорового образа жизни у слабовидящих детей в старшей группе
.[/b]
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения, и остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, при взаимодействии медиков, педагогов, психологов и родителей. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья наших воспитанников мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровье - сберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные старшему возрасту дошкольников, используем в работе передовой опыт.
Публикация «Организация работы по формированию здорового образа жизни у слабовидящих детей в старшей группе,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые мы сразу используем в повседневной практике.
В ходе организации работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы мы :
1. Обеспечиваем условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями.
2. Даем детям общее представление о здоровье, как о ценности, учим беречь свое здоровье и заботится о нем.
3. Формируем привычки здорового образа жизни, прививаем и закреплеяем культурно - гигиенические навыки. Воспитываем потребности в здоровом образе жизни.
4. Создаем оздоровительный микроклимат, соответствующей фитосреды, предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка.
5. Формируем жизненно необходимые двигательные умения и навыки детей в соответствии с его индивидуальными особенностями, развиваем физические качества.
6. Расширяем знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
7. Знакомим детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
8. Организуем консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения.
Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание верно и для здоровья глаз. Таким образом, мы организуем тщательное, ежедневное промывание глаз, что в свою очередь позволяет предотвратить различные инфекционные заболевания.
Очки – это окно в мир для ребенка со зрительной глазной патологией. Чистота стекол чрезвычайно важна для адекватного формирования представлений об окружающем мире. Поэтому, мы учим детей, самостоятельно поддерживать чистоту очков.
У дошкольников формируют осознанное отношение к зрительной работе. Для сохранения зрительных функций мы соблюдаем требования к рабочему пространству :
— Уменьшаем нагрузку на глаза. Следим за освещением в группе.
— Подводим к пониманию детей, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т. п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.
—Не допускаем прямого попадания солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.
—Следим за правильной позой ребенка при выполнении графических работ, дидактических упражнений, рассматривании картинок и чтении книг сидя за столом.
—Соблюдаем режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения.
Выполнение этих правил является гарантией сохранения и улучшения зрительных функций.
Коррекционные формы оздоровления : зрительная гимнастика.
Дети выполняют физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для развития и укрепления мышц глаза, которые являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения. Они укрепляют глазные мышцы, снимают с них напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться, так как тренируются мышцы, управляющие движениями глаз. Упражнения активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление.
Для осуществления работы мы организуем предметно-развивающую среду, создаем такие условия, которые помогут каждому ребенку стать физически и психически здоровым :
- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой.
Для проведения занятий и игр создаем благоприятные условия в группе : - организуем сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей); - поддерживаем температуру воздуха в группе 20 -22° С.
В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности используем: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; - спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны.
Выполнение режима дня используем как средство формирования здорового образа жизни. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, помогают при воспитании самостоятельности.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни мы закрепляем у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья, и приучаем детей систематически выполнять их правильно и быстро.
В течении всего учебного года, для формирования здорового образа жизни детей старшей группы мы проводим цикл занятий:
Занятие 1. «Таблетки растут на ветке». Цель: Познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания детей об овощах и фруктах и их значении в питании человека. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.
Занятие 2. «В гостях у доктора Айболита». Цель: Закрепить знания детей о понятии здоровье. Уточнить правила сохранения здоровья. Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.
Занятие 3. «Чистота - залог здоровья». Цель: Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей. Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде.
Занятие 4. «Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку». Цель: Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой. Формировать привычку здорового образа жизни у детей. Воспитание положительного отношения к утренней гимнастике.
Занятие 5. «Здоровые ушки у моей подружки». Цель: Познакомить детей со значением органа слуха. Научить ребенка осознанно заботиться о своем слухе. Воспитывать привычку следить за чистотой своих ушей.
Занятие 6. «Чтобы глаза хорошо видели» Цель: Познакомить детей со значением органа зрения. Сформировать у детей навыки ухода за глазами. Воспитывать у детей бережное отношение к глазам.
Занятие 7. «Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны». Цель: Дать некоторые представления о видах и значении зубов. Закрепить знания о способах укрепления зубов. Воспитывать осознанное желание заботиться о здоровье своих зубов.
Занятие 8. «Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться». Цель: Познакомить детей с принципами правильного питания. Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах. Воспитывать желание к здоровой пище.
Занятие 9. «Я и мое настроение» Цель: Учить детей различать эмоциональное состояние по мимике, жестам, поведению. Познакомить со способами улучшения своего настроения и окружающих. Воспитывать у детей внимательное, толерантное отношение друг к другу.
Занятие 10. «Где прячется здоровье» Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
В процессе воспитания здорового образа жизни с детьми проводилась предварительная работа, которая велась в свободное от занятий время с опережением занятий на одну неделю, подбирались дидактические игры по теме занятия, в книжном уголке раскладывали книги, иллюстрации.
На занятиях знакомили также детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
Проводя работу по формированию здорового образа жизни, мы объясняем детям, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. Занятия по безопасности жизни проводились по следующим темам :
- «Опасные люди, и кто защищает нас от них»;
- «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;
- «Здоровье ребенка». И др.
В группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», «Микробы и бактерии», «Витамины в нашей пище», «Полезная и не полезная еда».
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями :
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
• Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
• Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Для этого используем следующие формы работы с родителями :
1. проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
2. педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
3. совместные занятия и развлечения, труд.
4. круглые столы с привлечением специалистов детского сада.
5. организация совместных дел.
Методы, используемые в работе с родителями :
a. анкетирование
b. наблюдение за ребенком
c. беседы с родителями
В результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.
Таким образом, если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей с нарушениями зрения, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.