МААМ-картинки

Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО

Наташа Швецова
Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО

"ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗПР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО"

Последние десятилетия отмечены резким увеличением числа детей, нуждающихся в помощи специалистов и коррекционной работе. Соответственно, активизировался поиск новых направлений, технологий и методов коррекционной работы в системе специальной педагогики и специальной психологии.

Публикация «Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах

Сопровождение детей с ЗПР является проблемой, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинической и социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности этого статуса, диагностических критериях, принципах организации, характере и степени специализированной помощи.

Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс взаимодействия специалиста и психически здорового человека, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержки в трудных жизненных ситуациях [4].

Понятие психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР имеет множество трактовок, но все они базируются на общих методологических основах, таких как:

• личностно-ориентированный подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская);

• антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б. С. Братусь, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков);

• концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина);

• парадигма развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

• теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова);

• проектный подход в организации психологической, медицинской и социальной поддержки (М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, А. И. Красило).

Технологии сопровождения детей с ОВЗ, в том числе с ЗПР, основаны на скоординированном междисциплинарном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные условия для личностного и профессионального развития особенных детей. К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относятся [2] :

1. Построение последовательности и глубины подачи материала, соответствующего возможностям ребенка, в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ограниченными возможностями в каждой отдельной компетенции или области.

2. Технология проведения междисциплинарных консультаций специалистов, которая, в свою очередь, помогает расставить приоритеты и определить стратегию медицинской и психолого-педагогической поддержки в конкретный момент и на длительные периоды, а также оценить эффективность конкретной стратегии сопровождения.

3. Технология оценки характеристик и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватной абилитации и поддержки ребенка и его семьи.

4. Технология оценки внутригрупповых отношений для решения задач поддержки всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального восприятия и групповой сплоченности.

5. Технологии развития работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости с субъектами инклюзивного образовательного пространства.

6. Технологии поддержки участников образовательного процесса (учителя, родители, психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями.

Дошкольное образовательное учреждение имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, то есть инклюзии, в том числе на основе сопровождения.

Целью сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации.

Основными моделями сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО являются инклюзивное образование и интеграция ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. Основной формой сопровождения детей с ЗПР являются индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие мероприятия, которые могут иметь коррекционную, развивающую и предметную направленность.

Существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для организации сопровождения ребенка с ЗПР в дошкольной образовательной организации [1] :

• раннее выявление нарушений и организация коррекционной работы с первых месяцев жизни;

• готовность родителей помогать ребенку на протяжении всех лет интегрированного обучения;

сопровождение ребенка дефектологом, психологом, которые способны консультировать педагогов и родителей;

• возможность получить инклюзивное образование по месту жительства ребенка;

• соответствующая подготовка (квалификация) педагогов ДОО, которые, конечно, должны обладать некоторыми минимальными знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии;

• наличие специальных образовательных программ и учебных пособий;

• ориентация на конкретного ребенка;

• материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;

• система взаимодействия специалистов, родителей, педагогов, служб ПМПК, то есть наличие оптимальной системы комплексной поддержки детей с ЗПР [3].

Детский сад также должен быть снабжен программно-методическими материалами для организации сопровождения дошкольников с ЗПР.

Предметно-развивающая среда группы должна обладать всеми необходимыми качествами, быть трансформируемой, многофункциональной, эстетической и развивающей.

Для работы в условиях сопровождения необходимо наличие специальных раздаточных материалов, пиктограмм, мнемотаблиц, наборов наглядных пособий для обучения детей с ограниченными возможностями («Разрезные картинки», «Найдите лишнее», «Один или много», «Дорисуй картинку» и т. д.).

Осуществление сопровождения детей с ограниченными возможностями должно осуществляться сотрудниками, отвечающими квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, на должности руководителей, специалистов и работников (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Воспитатели, логопед, психолог, дефектолог и другие специалисты в рамках сопровождения должны тесно сотрудничать друг с другом и стремиться к единому подходу в воспитании каждого ребенка и единому стилю работы в целом.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников должно осуществляться в соответствии с задачами, поставленными перед детским садом, и на основе принципов, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Наличие необходимых условий для организации сопровождения детей с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации является одним из факторов успешной адаптации и социализации особого ребенка в обществе.

Список литературы

1. Бабкина Н. В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9.

2. Борисова И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 769-772. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/101/22700

3. Мустаева Л. Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. – Москва, 2005. – 98 с.

4. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Научн. –исслед. ин-т общей и педагогической психологии. акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО
Опубликовано: 28 октября 2020 в 21:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД