Папки-передвижки

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Ольга Переяславцева
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Сивкова Ольга Алексеевна, педагог- психолог

Мацнева Ольга Владимировна, учитель-логопед

Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.

Публикация «Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Становится сложнее и характер этих нарушений.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка :

• ребёнок развивается с задержкой;

• ребёнок перенёс тяжелые заболевания;

• у ребенка имеются неврологические заболевания;

• ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;

• на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.

• ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

• при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;

• ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.

• речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак неблагополучного развития речи – значит, ему необходима помощь специалистов.

В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Всем известно, что неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребё нка: делает его застенчивым, тревожным, иногда агрессивным.

Специфическими особенностями неречевых процессов у детей с нарушениями речи являются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.

Своевременное и грамотно организованное психолого - педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше внимания другими специалистами. В связи с этим можно утверждать, что в психокоррекционной и консультативной работе более значимой является деятельность педагога-психолога.

Основными направлениями психокоррекционной работы являются :

отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

• коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

• организация эмоционального поведения детей, т. е. создание положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение способам регуляции эмоциональных состояний;

• обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

Так же, как и педагоги-психологи, все педагоги, специалисты, медики ДОУ делают все, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.

Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.

Список литературы

1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Книголюб, 2004. - 104 с.

2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Лэпбук «Весна» для работы с дошкольникамиЛэпбук «Весна» для работы с дошкольниками Здравствуйте, уважаемые МААМовцы! Предлагаю вашему вниманию очередной лэпбук. В этот раз лэпбук "Весна". Вы уже, наверно, заметили, что.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 28 декабря 2019 в 09:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД