Наталья Емец
Основные принципы, цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы-это основные,исходные положения какой-либо теории,руководящие идеи,основные правила поведения,действия. В социально-реабилитационной практике принципы отражают основные требования, предъявляемые к социально-реабилитационной деятельности и определяющие ее организацию,содержание,формы и методы реабилитационных воздействий.
Публикация «Основные принципы, цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
В социально-реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы :гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса;единства диагностики и коррекции;нормативности развития;опоры на ведущую деятельность;обучения деятельности;развития;овладения культурой;опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка;психологической комфортности.
Принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всего социального-реабилитационного процесса формированию личности ребенка,ориентированной на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса. Его суть в том,что,во -первых,началу собственно социально-реабилитационных воздействий обязательно должен предшествовать эта комплексного диагностического обследования ребенка,на основе которого составляется первичное заключение об уровне которого составляется первичное заключение об уровне его развития,и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во -вторых,реализация плана социально-реабилитационных мероприятий требует постоянного контроля динамики изменений личности,ее поведения,деятельности,эмоциональных состояний,чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в программу социальной реабилитации,вовремя изменять и дополнять методы и средства воздействия.
Принцип нормативности развития ребенка. Нормативность развития понимается как последовательность сменяющих друг друга возрастных этапов в онтогенезе. Каждый возрастной этап в жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией,динамикой развития,психическими новообразованиями,ведущей деятельностью. Реализация названного принципа предполагает обязательный учет особенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации.
Принцип опоры на ведущую деятельность. Процесс социальной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка должен соответствовать ведущей деятельности,характерной для каждого возрастного этапа (игра,учение,общение) и психологическим возможностям и ограничениям,связанным с возрастными особенностями (самооценка,самосознание и др.)
Принцип обучения деятельности предполагает активизацию детей с целью овладения детьми различными видами деятельности,начиная от простейших предметно-практических действий до сложных действий в познавательной сфере.
Принцип развития предполагает выделение не только ведущего дефекта,но и вторичных нарушений,оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий,ориентирует на целостное развитие личности ребенка,ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию.
Принцип овладения культурой. Культура -это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентации и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка. У каждого ребенка,даже если у него имеются значительные проблемы в развитии,есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить,если с ним обращаться с помощью упреков и нотаций,и усилить,если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или деятельности ребенка.
Принцип психологической комфортности предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверительной,раскованной,стимулирующей активность ребенка атмосферы,с опорой на внутренние мотивы и,в частности,на мотивацию успешности.