Татьяна Дидяева
Основные требования к выбору проекта и этапы работы над проектом
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов можно рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых.
По словам Лидии Васильевны Свирской, «. под проектом мы подразумеваем отрезок времени, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр». Она говорит о ошибке, которую совершают многие педагоги. Не всё можно назвать проектом, не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».
Публикация «Основные требования к выбору проекта и этапы работы над проектом» размещена в разделах
Существует 6 этапов реализации проектной технологии. Когда мы реализуем технологию мы идём от самого первого этапа до последнего. Не пропуская и не добавляя что-то другое. Мы идём от начала до конца.
1 этап. Постановка проблемы. От поставленной проблемы обозначается тема нашего проекта. Здесь может быть несколько путей. Выбор темы может идти от педагога, а может быть выбор темы детьми.
Что такое выбор от педагога. Это когда воспитатель, наблюдая за детьми смотрит, что их интересует и создаёт проект чтобы удовлетворить их интерес.
Чем младше дети, тем больше вероятности, что тему выбирает педагог.
Вариант выбора темы от педагога, например, когда предстоит праздник. Нам надо актуализировать это событие для детей. Новый год, 9 мая. И мы можем приурочить наш проект к этим событиям. Тогда сам праздник может быть презентацией проекта.
Следующий вариант от педагога, когда он сам загорелся какой- то идеей и не зависимо от интереса детей предлагает тему.
Чем старше дети, тем больше вероятности, что они будут инициаторы проекта. У детей больше опыта, выше уровень развития и понимания, при условии опыта проектной деятельности у детей.
Чтобы стимулировать интерес можно использовать шкатулку почемучек или дерево познания. Педагог фиксирует вопросы детей и в нужный момент берёт оттуда идею, обсуждает её с детьми.
Для того чтобы заинтересовать детей используем метод создания проблемных ситуаций. Создаём условия, чтобы заинтересовать темой проекта через проблемную ситуацию.
Мы с ребятами в прошлом году работали над проектом «За спасение ёжиков». Выбор темы от педагога. Дети получили письмо с просьбой о помощи.
2 этап. Есть проблема надо её решить, т. е. поставить цель, решить проблему. Есть цель для педагога, и есть цель для детей. Цель педагога развить навыки, компетентности, учим ставить цель идти по плану. А у детей цель кому-то помочь, создать выставку решить возникшую проблему. Ребёнок должен всегда понимать цель – для чего он это делает. В нашем случае была цель сделать лес чище.
3 этап. Нужен конкретный замысел, не путаем с планированием. Это когда мы решаем, как будет выглядеть итог проекта. Есть проблема – батарейки, брошенные в лесу, несут вред, есть цель – помочь сделать лес чище, как мы можем это сделать? Педагог организует мозговой штурм, фиксирует идеи. Обсуждаем, выслушиваем всё что предлагают дети, выбираем то что мы можем реализовать. Для нашего проекта дети предлагали : подмести лес, не бросать батарейки, написать сказку, провести опыт, рассказать другим детям.
4 этап. Планирование. Есть проблема, мы видим цель, как эту проблему решить, мы знаем какой у нас будет результат, а затем начинаем планировать, что будем делать чтобы этого достичь. На этом этапе деятельность педагога: выбрать наиболее возможные варианты, распределить кто за что отвечает. Дети активно участвуют в обсуждении вариантов, берут на себя выполнение пунктов плана. План должен быть наглядным, висеть на видном месте.
5 этап. Поэтапное выполнение предыдущего.
Проводить мероприятия, связанные с проектом можно на занятиях, в свободной деятельности, привлекаем родителей. Дети в плане сами отмечают что уже сделано. Учим детей идти по плану.
По ходу работы над проектом могут возникать новые идеи, и мы их вносим в план.
Что мы сделали с детьми: Данил, Миша, Марк, Артём принесли из дома батарейки, Артём сходил в парк с родителями и принёс фотографии, Миша и Лера подготовили информацию о вреде выброшенных батареек, Артур с дедушкой написали сказку о пользе батареек, все дети участвовали в проведении опыта и создании плаката. Сняли фильм о своей работе над проектом.
6 этап. Презентация.
Дети сами презентуют проект живым не заученным текстом. Это можно сделать через мнемотехнику, дети по фотографиям рассказывают, как они это делали, театральное представление, произвольное повествование.
В нашем случае: рассказали детям первой группы о вреде неправильной утилизации батареек, показали фильм детям 1,12,5,9 групп, оформили альбом «Наш проект».
Шесть этапов реализации проекта : проблема – цель – замысел – планирование – реализация – презентация.
Если убрать один этап, технологии не будет.