Альбина Алибегова
Основы науки и естествознания в средней группе «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Одежда» в средней группе
Автор: Алибегова Альбина Фанисовна
Организация: МБДОУ №52
Населенный пункт: Ленинградская область, г. Гатчина
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви.
Задачи:
Образовательная:
Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении.
2. Удовлетворять детскую любознательность посредством игровых ситуаций.
Публикация «Основы науки и естествознания в средней группе „Одежда“» размещена в разделах
- Одежда, обувь, головные уборы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
3. Активизация и обогащение словаря.
Развивающая:
1. Развивать связную речь. Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять простые предложения.
2. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
Продолжать учить детей складывать разрезные картинки.
4. Развивать умение рисовать красками.
5. Закреплять умение правильно держать кисточки.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Активизировать творческое воображение (украсить по замыслу «одежду»).
Воспитательная:
Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде и обуви.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Одежда из прошлого», мяч, картинки с изображением одежды, бумажные выкройки - пазлы одежды, флажки красного, синего, зелёного и жёлтого цвета; акварельные краски, кисточки, салфетки для рук, клеёнки, баночки с водой.
Предварительная работа: рассматривание одежды, беседа о предназначении одежды и ее различие по сезонам года, чтение художественной литературы: «Сказка про то, как одежда обиделась», «Как рубашка в поле выросла», «Я одеться сам могу…», отгадывание загадок на тему «Одежда и обувь», рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезонам года, дидактическая игра «Отгадай одежду по описанию»; сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу на прогулку».
Методические приё мы: игровой метод, использование наглядности, наблюдение, словесные методы и приёмы.
Формы организации детской деятельности:
1) Коммуникативная деятельность – речевая дидактическая игра «Поймай вопрос - верни ответ», «Беседа об одежде, ее деталях».
2) Двигательная деятельность – подвижная игра на внимание «Кто самый внимательный?».
3) Продуктивная деятельность – изготовления продуктов детского творчества «Раскрась одежду».
Ход занятия
Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвинутыми прямыми пальцами и поднимают вверх.)
Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.
Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми руками вверх.
Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок», прижав предплечья друг к другу «ствол» раздвинув ладони «крона».)
Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед.)
Нам здороваться не лень! (качают головой.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня в руках мячик. А, вы, любите играть в мяч? А какие игры с мячом вы знаете? (футбол, съедобное – несъедобное, горячая картошка, выбивала, сбей кегли, колобок). Воспитатель: - Молодцы, много игр знаете. Я тоже знаю одну очень интересную игру. Она называется «Поймай вопрос – верни ответ». Ну, что, вы хотите поиграть? Тогда слушайте правила игры: я буду по очереди бросать вам мяч, а вы должны ответить на мой вопрос и вернуть мне мяч. Начинаем игру.
- Как называют одежду, которую надевают на праздник? (Одежду, которую надевают на праздник, называют праздничной).
- Где продают одежду? (Одежду продают в магазине).
- Как называют одежду, которую мы носим летом? (Правильно, летняя).
- Какого цвета кофта у Регины? (У Регины кофта красного цвета).
- Без какого головного убора летом нам не обойтись? (летом нам не обойтись без панамы, бейсболки).
- Кто шьет одежду? (Одежду шьёт портной, швея).
- Что мы надеваем зимой? (Зимой мы надеваем шубу, шапку).
- Что мы надеваем, когда ложимся спать? (Когда ложимся спать надеваем пижаму).
- Какие предметы нужны, чтобы сшить одежду? (Правильно, чтобы сшить одежду нужна ткань, нитки, ножницы, иголка, швейная машинка).
- Из чего шьют одежду? (Одежду шьют из ткани, кожи, меха).
Воспитатель в процессе игры добивается от детей полного развернутого ответа.
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы, ответили на все мои вопросы. Предлагаю вам присесть на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные.
- Посмотрите друг на друга по внимательней.
- Приятно когда люди хорошо выглядят, красиво одеты? (Да. конечно)
Воспитатель: А знаете ли вы, как делают одежду?
- Одежду можно сшить : сначала по выкройке вырезают детали одежды, затем сшивают их на руках, примеряют, подошла ли одежда, потом сшивают детали на машинке и разглаживают утюгом.
- Послушайте стихотворение «Кепка» :
В лужу упала нечаянно кепка Щётка почистить ее поспешила.
Мокрую кепку схватила прищепка К вечеру кепка как новая стала.
И на веревке ее подсушила, Мама и та ничего не узнала.
(Сергей Махотин)
Воспитатель: Как кепка из грязной и мокрой стала опять как новая? (ее высушили и почистили щеткой.)
- За одеждой надо следить : ее надо стирать, проветривать, чистить, гладить.
У аккуратного и опрятного человека одежда всегда в порядке.
- Ребята, посмотрите на экран. Воспитатель обращает внимание на изображение древнего человека и начинает свой рассказ.
Слаид № 1. Давным – давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, цветы, лопухи. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку и прикрыться. Но листья - ненадёжная защита. Стали, люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо – подумал человек.
№ 2. Так появилась одежда из шкур животных.
Человек придумал выход:
Взял он шкуру, перья птиц.
И создал себе одежду,
Чтоб от холода спастись.
Но она плохо держалась на теле, была тяжёлая, летом в шкуре было жарко. Люди стали задумываться о более удобной одежде.
Слаид № 3. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растёт в поле трава – лён. Если её стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать ткань. И так научились шить одежду. Они старались сделать одежду удобной и красивой.
Слаид № 4. Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением древнего и современного человека.
- Чем отличается одежда древнего человека от современного?
( Ответы детей: у древнего человека – листья, шкура. А у современного – платья, брюки и т. д.)
- Как вы думаете, если бы мы сейчас с вами ходили в такой одежде, чтобы с нами произошло? (Мы бы замёрзли).
- Почему бы мы замерзли? (Потому что на улице холодно.) Воспитатель добивается логического мышления у детей.
- Если бы вы встретили человека, одетого в одежду из шкуры животных, что бы вы посоветовали ему одеть, чтобы не замерзнуть? (Одеть тёплую одежду)
- Какое сейчас время года? (Весна). Наступила весна, но на улице ещё прохладно, поэтому одеваем тёплую одежду.
- А теперь давайте оденем нашу куклу Катю. Я загадаю загадки, а вы отгадайте ( показ презентации: отгадавшая одежда и обувь прикрепляется к кукле).
Вы внимательны, как прежде,
И загадки про одежду Что зимой надеть, что летом -
Сразу отгадаете, потому что знаете: В этом нет для вас секрета,
В чем гулять, а в чем играть, Только время не теряйте -
В чем укладываться спать, Поскорее отгадайте!
- Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх. Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел. (кофта)
- По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (брюки)
- Чтоб ноге стало теплее надевай его скорее. (носки)
- Длинное, тёплое с меховым воротником и рукавами. (пальто)
- Сижу верхом, не ведаю на ком. (шапка)
- Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, а ночью - под кроватью. (ботинки)
- Пять пальцев, как у людей, но пальцы у ней без ногтей. (перчатка)
После того, как дети отгадали загадки, воспитатель обращает внимание детей.
Теперь кукле Кате стало теплей.
Проводится упражнение на релаксацию «Холодно – тепло».
Воспитатель: В каждое время года мы одеваем одежду, соответствующую сезону. Летом одеваем одежду летнюю, осенью - одежду (осеннюю, зимой - одежду (зимнюю, весной – одежду (весеннюю).
Воспитатель: Зимой и летом мы носим разную одежду и обувь. Зимой одежда и обувь защищают нас от холода, а летом от жары, солнечного ожога.
А сейчас поиграем в игру «Одежда».
Физминутка «Одежда»
в шкафу у куклы Кати Встать движение руками сверху
Кофты, сарафаны, платья Вдоль туловища.
пальтишко, брюк две пары, Наклон вперед, движения ладонями
Для прогулки шаровары. Вдоль ног сверху вниз.
Много блузок ровно, вряд Встать, руки вперед
В Катином шкафу висят. Попеременное движение вверх-вниз.
Эти вещи одевают,
одеждой называют. Присесть, развести руки в стороны.
Воспитатель: А теперь, предлагаю встать в круг. Сейчас мы с вами поиграем в одну очень веселую и подвижную игру, она называется «Кто самый внимательный?».
Дети образуют полукруг в игровой зоне. Воспитатель становится в центр и объясняет правила игры. Слушайте внимательно, что я буду говорить. Если назову, что-то из обуви, то вы ТОПАЕТЕ; если что-то из одежды - ХЛОПАЕТЕ; а если я назову головной убор - ПРЫГАЕТЕ. Будьте внимательны. Воспитатель перечисляет названия одежды, обуви и головных уборов.
Воспитатель: кофта, сандалии, кепка, шуба, кроссовки, платок, сапоги, джемпер, шляпа, валенки, юбка, бандана, платье.
Воспитатель: Какие, вы внимательные, мне почти не удалось вас запутать. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: - Ребята, а когда одежда марается, что мы с ней делаем?
Дети: Стираем.
Игра на развитие мелкой моторики «прищепки».
Воспитатель: Я вам предлагаю постирать и развешать нашу одежду.
Воду в тазик мы налили А теперь всё отожмём,
одежду намочили. Хорошенечко встряхнём,
Мылом мылили, стирали, Развесим на верёвку,
полоскали. Прищепкой щёлкнем ловко.
Дети имитирую движения в соответствие с текстом.
Воспитатель берет с полки 3 конверта.
Воспитатель: - Ребята, я совсем забыла вам рассказать, утром к нам приходил почтальон и принес конверты. Давайте посмотрим, что в них? Ух, ты, там задания для нас с вами. Давайте посмотрим и постараемся его выполнить. Хорошо? В конвертах детали одежды, из которых нужно собрать разрезные картинки. У первой команды получится одежда, которую мы носим зимой (пальто). У второй команды получится одежда, которая нам необходима летом (платье). А у третьей команды получится одежда, которая нам пригодится весной и осенью (плащ).
Воспитатель: - Ребята, какие вы все молодцы. Справились с таким непростым заданием. Ой, ребята, а там еще что-то в конверте. Посмотрите там выкройки одежд. Вот только они, почему-то все белые. Ребята, давайте посмотрим друг на друга, разве у нас белая, одноцветная одежда? Нет, конечно, нет. Наша одежда яркая, разноцветная. Злая волшебная фея унесла все краски. Давайте мы с вами пройдем за столы и раскрасим эти выкройки в яркие цвета, придумаем и нарисуем узоры для одежды. На столах у нас краски. Не забываем, что нужно правильно держать кисть в руке. (Дети садятся за столы и приступают к заданию.)
Воспитатель: А нужны ли человеку одежда и обувь? Для чего они нужны?
(Для защиты нашего тела от холода, от жары, от солнечного ожога. Чтоб быть красивым, нарядным, чтоб было тепло).
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вот мы с вами разукрашивали платье, юбку, брюки, шапку, как всё это можно назвать одним словом? (Одежда.) А ещё одежда различается по сезону зимняя и летняя.
- Молодцы ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились и вернули все краски.
Воспитатель: Понравилось вам занятие? Вы сегодня очень хорошо занимались, были активными.
К одежде относятся брюки, жилеты, Тёплые шубки мы носим зимой,
Платья, костюмы, пальто и жакеты, А на плащи переходим весной.
Одежда - это самый необходимый элемент для человека. Она играет важную роль в нашей жизни. А сейчас себя похвалим.
- Мы благодарим всех гостей, побывавших на нашем занятии.
До свидания!
Список литературы:
Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. - М: ТЦ Сфера 2009 – 192 с.
Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет/Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. – (развиваем речь)
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. - М. : Просвещение, 1979. – 127 с.
Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 1977.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/авт. – сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 80 с.