Папки-передвижки

Особенности формирования логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с нарушениями зрения

Екатерина Габбасова
Особенности формирования логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с нарушениями зрения

Актуальность нашего исследования обусловлена постоянным ростом количества детей, имеющих сложную структуру дефекта в целом. Очень часто наличие зрительных нарушений сочетается с имеющимися речевыми патологиями, поскольку у детей, имеющих зрительные отклонения, бывают снижены когнитивные процессы, нарушена ориентировка в пространстве, не сформировано зрительное соотношение звучащего слова с реальным предметом. Существуют трудности в употреблении и понимании детьми логико-грамматических конструкций, связанные с анализом зрительных впечатлений. Проблема диагностики и коррекции речевых нарушений дошкольников с нарушениями зрения занимает особое место в сфере их медико-психолого - педагогической реабилитации. Она указывает на необходимость создания таких специальных условий, которые будут направлены на эффективную своевременную коррекцию и компенсацию нарушенного речевого развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, уровня развития зрительного восприятия.

Публикация «Особенности формирования логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах

В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию логико-грамматических конструкций и развитию зрительного восприятия дошкольников данной категории. Актуальность оказания коррекционной помощи дошкольникам с недостаточно сформированным уровнем логико-грамматических структур определено исследованиями

А. Р. Лурия, А. В. Семенович, Т. В. Ахутиной которые доказали, что формирование логико-грамматических конструкций является сложным процессом в развитии речи дошкольников, а их нарушения в дальнейшем способствует возникновению трудностей в обучении.

Практическая значимость работы заключается в проведении констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка и их особенностей у старших дошкольников с нарушениями зрения, а также изучения структуры дефекта.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что состояние зрительного восприятия находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и психических функций. По мнению Л. И. Плаксиной, Л. А. Дружининой, Л. Б. Осиповой и других учёных, Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка с нарушением зрения об окружающих предметах и явлениях.

По мнению Л. И. Плаксиной, Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также бедностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим, наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни.

Наличие нарушений речи, в той или иной степени, отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, препятствует развитию его эмоционально-волевой сферы, а также адекватной социализации и адаптации.

Для изучения и анализа организации логопедической работы по формированию логико-грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи мы провели констатирующий эксперимент на базе МБДОУ ДС № 43 для детей с нарушениями речи города Озёрска, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Обследование проводилось с учётом методических рекомендаций А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, Т. В. Ахутиной.

Диагностика осуществлялась по следующим направлениям: изучение анамнеза, исследование состояния зрительного восприятия, диагностика речевого развитие, исследование уровня сформированности логико-грамматических категорий языка.

Проведенное обследование позволяет нам сделать вывод о том, что данная группа детей имеет как речевые, так и неречевые расстройства. У обследуемых детей ярко выражены нарушения ориентировки в пространстве, бедность предметно-практического опыта.

При обследовании грамматического строя речи выявлено, что дети способны строить простые нераспространённые предложения, но такие предложения аграмматичны, между словами нарушены связи согласования и управления. У детей отмечается низкий уровень сформированности логико-грамматических конструкций. Также трудности вызывают предлоги. Дети путают их значение, неправильно употребляют в словосочетаниях, пропускают в своей речи или заменяют на другие. Данные нарушения оказывают влияние на связную речь детей.

Анализ результатов обследования позволил нам сделать вывод о том, что данная категория детей с нарушениями зрения имеет трудности в формировании логико-грамматических конструкций языка.

Имеющиеся нарушения нацелили нас на проведение коррекционной работы, которая направлена на апробацию методов развития уровня развития логико-грамматических конструкций с учётом имеющихся зрительных нарушений старших дошкольников, а также адаптация представляемого материала детям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с нарушениями зрения имеют сложную структуру дефекта, поэтому коррекционная работа должна проводиться с опорой на комплексный подход.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с нарушениями зрения
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 10:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД