Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии

Елена Козлянская
Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии

Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии

Большинство исследователей детский психологии сходятся во мнении, что категория «мышление» - психический процесс, благодаря которому индивид отображает существенные признаки и связи предметов, предвидит будущее и действует планомерно и целенаправленно. Безусловно, что данные признаки присутствуют и в процессе формирования детского мышления, но он имеет свои специфические особенности. Так, у дошкольника, мышление формируется под воздействием. В первую очередь, благодаря совокупному влиянию и усвоению наглядно - действенных образов. Ему через понятные образы легче отождествлять себя с окружающим миром и происходящими в нем явлениями, вычленять наиболее яркие для понимания эпизоды, своеобразные отрывочные, но важные для него знания о мире.

Как известно, мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт. Именно отсутствие достаточного опыта в силу возрастных особенностей младших дошкольников, детерминирует активность других, альтернативных каналов восприятия и переработки потока информации в его сознании. Такими источниками является наглядно-действенное мышление, оно позволяет младшему дошкольнику овладевать новыми знаниями, расширять их фонд, благодаря этому, ему становится доступно и другая форма развития мышления, наглядно – образное. Наглядно - образное мышление – это особый вид мышления, протекающее на основе преобразования образов восприятия в образы – представления для дальнейшего изменения, преобразования предметного содержания представлений, наделенных индивидуальными качествами личности младшего дошкольника. Важно, чтобы сформированные представления были реальными, правильными, такими, какими они существуют в реальном мире. Однако это вовсе не означает, что представления ребенка о мире не включают в себя: вымысел, мечту, фантазию, юмор. Напротив, в процессе преобразования в своем сознании вымышленных образов, событий, действий, он развивается в гармоничном единстве со своими духовными потребностями. Одной из главных таких потребностей младшего дошкольника, без сомнения, является игра. Игра не существует сама по себе, она является неотъемлемой частью жизнедеятельности младшего дошкольника. Наилучшим образом, игра входит в жизнь ребенка в сказочных образах и формах. Для него волшебные превращения, метаморфозы сказочных персонажей и др., являются естественным продолжением жизни героев, мотивируя интерес к познанию сказочного мира, к перевоплощению, к творческой активности. Наглядно – образное мышления облегчает младшему дошкольнику определение существенные связи и отношения объектов, представить их в целостной, стройной композиции. Чтобы достичь этого, ему приходится вырабатывать умения формировать представления в виде определенных операционных действиях, их эталонах, являющихся средствами оперирования образом, позволяющие ему понимать и скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов. Вымышленные представления позволяют младшему дошкольнику условно добирать «недостающий багаж» жизненного опыта, легче адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Чем шире по масштабам и содержанию представления младшего дошкольника об окружающем мире, тем больше у него материала для анализа и обобщения. Следовательно, накопление объема сказочных образов в сознании младшего дошкольника, является важнейшей предпосылкой для развития его образного мышления и личностного роста, соответствующих ожиданиям родителей и педагогов ДОУ.

Использования потенциала сказок для развития образного мышления детей, начинается с младенческого периода. В процессе их взросления сказка все больше присутствует в жизни дошкольников, она трансформируется, усложняется, так как должна нести в своем содержании развивающий его психолого-педагогическую направленность. Это означает, что «сказка растет» вместе с ребенком, иначе она не будет ему интересна. По нашему мнению содержание и форма сказки должна быть максимальным образом ориентировано на психовозрастные особенности младших дошкольников и создавать необходимый задел «опережающие зоны» для оптимального личностного роста воспитанников. Развитие образного мышления младших дошкольников средствами сказкотерапии позволяет им наилучшим образом переводить преобразование наглядных условий мыслительных действий на «язык» семантических признаков и значений. В таком процессе значение объектов выступает не только в форме разрозненных преобразовательных единиц предметного содержания, но и используется для дальнейшего обобщения, установления связей, выявлений причин событий и явлений. Развитое образное мышление позволяет младшим дошкольникам моделировать комфортную для них сказочную среду путем достаточно сложных комбинаций мыслительных операций, что развивает их творчество и преобразует познавательную деятельность, в желаемые ими, игровые формы. Сказкотерапия позволяет снимать психологическое напряжение дошкольников и служит первичной основой для формирования моделей проблемных вопросов на фоне их положительных эмоциональных переживаний. Определенным образом сказки развивают творческие стороны личности младших дошкольников, безусловно, и их образное мышление. Положительный образ, сформированный в сознании младших дошкольников, играет важнейшую воспитательную роль в мотивации их поступков и поведении. Они стараются перенести закрепленные знания через сказку в реальную жизнь, «примерить их модель», усовершенствовать, в их понимании, по подобию сказочного и существующий мир, испытывают от этого процесса наслаждение, тягу к созидательной деятельности. Формирование образного мышления средствами сказки позволяет дошкольникам постепенно переходить и к более высокому уровню обобщенного отражения средствами визуального мышления. Сказка выступает не только средством или ключом к творческой деятельности младшего дошкольника, но и является, прежде всего, для него главным смыслом жизнедеятельности, широким окном к познанию мира и себя. Первичные представления, полученные дошкольниками об окружающем мире и ставшие их опытным материалом, транслируются ими в творческую деятельность благодаря системе сформированных смысловых образов, наполненных личностно важными переживаниями. Анализ практики показывает, что совершенствование форм и видов творческой деятельности дошкольников в образовательном процессе ДОУ и семейной педагогике, благоприятным образом сказывается на динамике формирования их образного, логического и чувственного типов мышления. В качестве связующего элемента между процессом развития познавательно - интеллектуальной, физической и психологической сферы развития младших дошкольников выступает игровая деятельность с включением в нее элементов вымысла и волшебства в сказочных проявлениях. Мы полагаем, что для повышения качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ целесообразно в большей степени использовать интегративный принцип в воспитании младших дошкольников. Включение в моделирование сказочных мероприятий и детских праздников ярких элементов музыкальной, танцевальной и изобразительной деятельности дошкольников, позволит не только разнообразить их творческую деятельность, но и будет способствовать укреплению дидактического потенциала сказкотерапии в интересах личностного развития каждого дошкольника и детского коллектива.

Особенностями формирования образного мышления воспитанников младшей возрастной группы является их высокая степень зависимости от комбинаций педагогических воздействий и взаимодействий педагогов ДОУ и семейной педагогике, уровня педагогического мастерства воспитателей, дидактических, материально-технических и социальных образовательных условий, созданных для их личностного роста, индивидуальных особенностей и склонностей детской группы и каждого воспитанника. Кроме того, другой яркой чертой, характеризующей особенности формирования образного мышления младших дошкольников, является их чрезвычайно высокая степень восприимчивости к новым игровым видам образовательной деятельности и слабая концентрация внимания на осознанных видах творческих проявлений и поведении. Именно поэтому, внедрение в дошкольный воспитательный процесс сказкотерапии позволяет успешно снимать объективные противоречия между требованиями к уровню сформированности образовательных знаний и умений в младших группах ДОУ и совокупностью их психологических, интеллектуальных и физических затрат для достижения необходимых данному возрасту образовательных показателей

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Так сложилось, что мы с вами живем в эпоху глобального развития новейших компьютерных технологий. Поэтому в современном мире возникает необходимость.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования коммуникативных навыков Моя тема выступления на методическом объединении «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования.

Гендерные особенности творческого мышления у дошкольников втор: Туева Мария Андреевна, воспитатель средней группы МБДОУ N226 г. Новокузнецк, Кемеровская область. Там, где есть жизнь и свобода, есть.

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников Особенности формирования психологического здоровья дошкольников Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования.

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Презентация «Особенности мышления у дошкольников с нарушениями речи» 1. Виды мышления и их поэтапное развитие Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем.

Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью,.

Семинар для педагогов ДОУ Тема: Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технол Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения».

Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии
Опубликовано: 8 марта 2018 в 21:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...