Захарова Елена
Особенности логопедической работы у детей с нарушением зрение
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические занятия для детей, имеющих нарушения зрения должны носить специфическую коррекционную направленность. В начале своей работы логопеду необходимо изучить индивидуальные психологические особенности личности каждого ребенка, определить уровень сформированности познавательной деятельности, развитие всех компонентов речи, выявить характерные особенности слухового, осязательного и зрительного восприятия. Данные сведения создают базу для определения наиболее эффективных методических средств и приемов обучения, а также осуществления дифференцированного и индивидуального и подхода с целью коррекции имеющихся первичных и вторичных недостатков в развитии [1]. В работе с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо широко привлекать тактильный, слуховой, двигательный анализаторы и кинестетическое чувство, поскольку при низкой остроте зрения и несформированности зрительного анализа ребенок не может сконцентрировать свое внимание на оральном образе звуков.
Публикация «Особенности логопедической работы у детей с нарушением зрение» размещена в разделах
Основополагающие задачи логопедического сопровождения детей с нарушением зрения, предусмотренные ФГОС заключаются в своевременном выявлении расстройств речи, коррекции имеющихся речевых нарушений; а также консультативного направления. Логопедическое сопровождение детей с нарушением зрения обучающихся согласно ФГОС НОО осуществляется систематично и поэтапно. Данная работа состоит из диагностического, коррекционно-развивающего этапа и просветительской части. Выбор оптимальных условий получения образования зависит от уровня общего и речевого развития ребенка. Программу, направленную на развитие речи у детей, имеющих нарушения зрения, целесообразно реализовывать комплексно [2].
С целью развития и совершенствования речи у детей с нарушением зрения могут возможно активное использование игровых технологий: полисенсорных стимуляционных игр; моторных игр; телесно-ориентированных игр; языковых и коммуникативных игр.
Коррекционная направленность логопедических занятий определяется:
1. Учетом специфических особенностей психологического развития ребенка.
2. Использованием специальной индивидуальной и фронтальной наглядности; преобладанием пособий контрастных размеров и цветов.
3. Выбором основных приемов и методов, учитывающих не только возрастные и индивидуальные возможности, но и состояние зрительных функций, а также уровень развития зрительного восприятия.
4. Учетом в индивидуальной работе остроты зрения и в зависимости от этого возможностей ребенка, определение оптимального темпа выполнения заданий, формирование устойчивости внимания.
5. Созданием условий для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта: выбор адекватного фона и оптимального цвета; постоянное использование указки для уточнения; обладание объектами на рассматриваемой картине четких контуров;
6. Созданием непрерывной зрительной нагрузки не более 10 мин.
Литература
1. Исайченкова Н. В. Особенности логопедической работы по подготовке детей с нарушениями зрения к школе. В сборнике: Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 9-14.
2. Лукашова Л. В. Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения. Специальное образование. 2009. № 4 (16). С. 41-48.