Особенности применения образовательных технологий в процессе воспитания с использованием оборудования сенсорной комнаты

Юлия Князева
Особенности применения образовательных технологий в процессе воспитания с использованием оборудования сенсорной комнаты

Князева Ю. И., Ракитина И. В.

Аннотация. В статье представлен опыт применения образовательных технологий с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Ключевые слова: сенсорная комната, образовательные технологии.

МКДОУ Яменский детский сад с января 2014г. является одной из 16 инновационных (экспериментальных) площадок Воронежской области по введению и реализации ФГОС ДОпо направлению «Создание моделей ППС». Дело в том, что в последние годы российская система образования, в том числе и дошкольного, оказалась втянутой в процесс непрерывного реформирования всех ступеней образовательной лестницы. Уже очевидна необходимость разработки современных моделей обучения, учитывающих различные культурные особенности школьников и уровни их готовности к обучению, а также разработки подходов к обновлению дошкольного образования в русле развития компетентностного, деятельностного, интегративного подходов. Возникает объективная потребность в новых подходах, моделях, сценариях развития дошкольного образования, идеи которых как раз и заложены в новом государственном стандарте для дошкольного образования (ФГОС ДО). Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированном дошкольном учреждении. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.

Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В. М. Шепель, Б. Т. Лихачев, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Ю. К. Бабанский, Н. Р. Талызина, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. А вот понятие «образовательная технология» рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего воспитательного процесса и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. С учетом всего вышесказанного, мы также стремимся к применению новых образовательных технологий. В нашей работе для достижения более эффективных результатов применения образовательных технологий мы активно используем оборудование сенсорной комнаты, Сенсорная комната, другими словами, комната психологической разгрузки, - это помещение, в котором создана максимально безопасная и комфортная среда, наполненная разнообразными стимулами и предметами, вызывающими у взрослого или ребёнка желание исследовать окружающее пространство.

С целью обеспечения социально-психологического благополучия ребенкаиспользуются эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки, различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн»,Всё это способствует гармонизации психического и социального здоровья ребенка и направлено на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. В качестве здоровьесберегающих технологий мы используем песочную терапию, цветотерапию, музыкотерапию, игротерапию, аромотерапию.

Что касается технологии исследовательской деятельности, то ее целью в детском саду является формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, развитие способности к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ- технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Все, что окружает дошкольников с самого раннего возраста – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, находящимися в нашей сенсорной комнате: водой, песком, пластилином, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребёнка дошкольного возраста, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Наша роль в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Мы пытаемся создавать условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в развивающем пространстве сенсорной комнаты, которые будут позволять ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. В этом помогает сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества и сама сенсорная комната как мощный инструмент этого воспитания. Пространство сенсорной комнаты можно разделить на две половины: релаксационный и активационный блок. Определённые стимулы – музыка, цвета, свет, ароматы, тактильные ощущения, их сочетания по-разному влияют на человека – тонизируют, стимулируют к действиям или же, наоборот, снимают напряжение, зажатость, скованность и расслабляют. Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке, например, рядом с колонной со световыми и воздушно- пузырьковым эффектом. Оборудование релаксационного блока снимает стресс, мягкое освещение и успокаивающая мелодия расслабляют. Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон. Веселые упражнения и занятия в окружении ярких красок и меняющихся картинок, веселых игровых консолей пробуждают интерес к познанию и обучению. Таким образом, мы реализуем цели личностно-ориентированного подхода.

Применяя игровые технологии, мы преследуем цель не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игровые технологии с использованием оборудования сенсорной комнаты направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей. НОД в сенсорной комнате всегда представляет собой игру, сказку. Занимаясь игровой терапией систематически, мы стремимся к тому, чтобы дети приобретали способность управлять своим поведением, легче переносили запреты, становились более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступали в сотрудничество, более адекватно выражали гнев, избавлялись от страха.

Помимо детей, сенсорную комнату также посещают сотрудники нашего учреждения, родители воспитанников совместно со своими детьми. Для взрослого человека сенсорная комната поможет отдохнуть от рабочего стресса, побыть в своем внутреннем мире, где никто не мешает разобраться с мыслями и чувствами, лучше узнать своего ребёнка.

Подводя итог, можно сказать о том, что применение современных образовательных технологий с использованием сенсорной комнаты даёт положительную динамику развития воспитанников, которую мы отслеживаем при систематическом проведении мониторинга и отмечают родители детей.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного игрового оборудования в процессе реализации современных оздоровительных технологий в ДОУ». В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной.

Использование современных образовательных технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по тхэквондо Использование современных образовательных технологий и методик в физической, технико-тактической и психологической подготовке тхэквондистов.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА "БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ" Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Я в образовательном процессе систематически использую следующие технологии: • здоровьесберегающие технологии; • технологии проектной деятельности.

Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Что же такое «здоровьесберегающая.

Мастер-класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Красносельский детский сад" Арзамасский район. Мастер – класс «Особенности.

Отчет старшего воспитателя о применении современных образовательных технологий в образовательном процессе Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования,.

Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста Цель.

Эффективность применения современных образовательных технологий и методикЭффективность применения современных образовательных технологий и методик Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы воспитателей группы «Ромашка» позволяет.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Экология
  • Игрушки
Автор публикации:
Особенности применения образовательных технологий в процессе воспитания с использованием оборудования сенсорной комнаты
Опубликовано: 16 октября 2016 в 14:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группе
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа)
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
Фотоотчет «День обнимашек» в младшей разновозрастной группе»
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий праздника к 8 Марта для разновозрастной группы детей 3–4 лет...
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...