Особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Петрова
Особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, реакций во время педагогического процесса и приводит к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это вызывает увеличение риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии - «болезней стресса».

В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях (педагогах) - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

Профессия педагога дошкольного образования (особенно работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья) относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. По данным социально-демографических исследований труд педагога (педагога-воспитателя) входит в число наиболее напряженных в эмоциональном плане видов деятельности.

Поэтому изучение стрессоустойчивости педагога является одной из наиболее актуальных научно-практических задач.

Это и обусловило цель нашего исследования - изучить особенности проявления стресса в деятельности педагога дошкольного образования, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с целью определены объект и предмет исследования:

Объект исследования–стрессы в педагогической деятельности.

Предмет исследования - особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1. Дать понятие психологическому здоровью человека;

2. Охарактеризовать принципы, вызывающие и провоцирующие нарушение психического здоровья человека;

3. Проанализировать проблему стресса в психолого-педагогической литературе;

4. Выявить влияние профессиональных факторов на психологическое здоровье педагога-воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме стресса в психологии и педагогике; обобщение и систематизация опыта ученых.

Здоровье педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье воспитанников. Это и есть, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.

Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога.

Мною было проведено экспериментальное исследование

Целью моего исследования является выявление особенностей проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации данной цели мною были сформированы две экспериментальные группы на базах МБДОУ № 207 Октябрьского района города Красноярска и МБДОУ № 56 Советского района города Красноярска. В 1 экспериментальную группу вошли педагоги, работающие с детьми с сохранным развитием, а во 2 – педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В каждой экспериментальной группе по 10 человек.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью анкетирования и опроса.Для диагностики использовались следующие методики: индекс жизненной удовлетворенности, методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина, методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана.

В результате исследований выявлено противоречие. Воспитатели детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья при высоком уровне жизненной удовлетворенности показали высокий уровень реактивной тревожности, особенно личностной и высокий уровень невротизации, что свидетельствует о проблемах личностно- профессионального здоровья педагогов.

При этом в группе воспитателей детей дошкольного возраста с сохранным развитием, наоборот, при низком уровне жизненной удовлетворенности, отмечаются умеренные показатели развития реактивной тревожности и невротизации.

Итак, основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ - это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога.

Особенности условий работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья не выделены так как мало литературы по исследуемой проблеме, никто не изучает уровень напряжения труда педагогов работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 мая 2016 в 11:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Оформление музыкально зала к женскому Дню Восьмое марта
Детский сад- особое место в нем занимает музыкальный зал. Именно здесь ребята получают море удовольствия, массу позитивных впечатлений. Организация праздника...
Мастер-класс по конструированию с использованием бросового материала «Армейский бинокль»
Цель: развивать конструктивные умения и навыки. Задачи: формировать умение конструировать объемную игрушку из картона; развивать память, фантазию,...
Проект «Разноцветная неделя» в среней группе
ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Танцевали мы и пели, Так устали, просто чудо! Разноцветную неделю Мы устроим вам повсюду. Что же это за...