Получи документы

Особенности работы в парах на логопедическом занятии

ольга косаревская
Особенности работы в парах на логопедическом занятии

Дошкольники имеющие особенности в развитии речи испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это может отражаться на поведении ребенка, его личностном развитии. Логопедическая работа с такими детьми способствует формированию коммуникативных функций и успешной социализации с окружающими.

Публикация «Особенности работы в парах на логопедическом занятии» размещена в разделах

Логопедическое взаимодействие с такими детьми проводится, как в индивидуальной форме так и в подгрупповой. Занятия должны быть разного направления: развивающие, обучающие, сюжетные, ролевые, коммуникативные, вербальные и подвижные игры.

Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Нужно учить детей применять отработанные речевые умения в различных видах деятельности. На логопедических занятиях полезно формировать у детей умение работать в парах особенно в дошкольный период перед поступлением в школу.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Еще на заре цивилизации обучение, как правило, проходило в паре, при этом оно было направлено в одну сторону.

Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.

За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренажа.

В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося.

Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Кроме собственно тренировки, тренаж предназначен для фиксации возможной, потенциальной ошибки, что заставляет задуматься над ошибкой, обратить на нее внимание.

Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней.

При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого.

Подчеркнем, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью обнаружения и исправления ошибок.

Работа в парах как способствует развитию коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря четкому распределению обязанностей, вниманию друг друга, ответственности, дети усваивают простые способы сотрудничества. Они учатся помогать друг другу, поддерживать, не мешать и не перебивать товарища, принимать совместные решения, разрешать возникающие конфликты в ходе работы, оценивать свои достижения, успехи товарища и общий результат.

В пары объединяют детей по разным критериям: с одним уровнем речевого развития; с разным уровнем речевого развития ; при автоматизации определенного звука; при выполнении артикуляционной гимнастики; при различны видах взаимодействия.

Также можно разделить детей на группы: одни дети быстро достигают хороших результатов по всем направлениям коррекционной работы, регулярно выполняют домашние задания вместе с родителями, принимают активное участие в работе на логопедических занятиях. Другим детям требуется длительная коррекционная работа. У них отмечаются слабые волевые качества, отсутствует интерес к конечному результату, низкий познавательный интерес. Они изначально не уверенны в собственных силах, пассивны. Объединяя детей в пару («сильный» + «слабый») для совместной работы, имеется возможность более сильным реализоваться в роли учителя, проявить такие нравственные качества, как ответственность за правильность порученной работы, отзывчивость, стремление оказать помощь другому. У детей со слабой динамикой в ходе коррекционной работы отмечается качество организованности, активности, инициативности и взаимопомощи.

Дети, работающие в парах, обучают сами себя. Логопед контролирует и направляет их работу. Конечно, этого можно достичь лишь после того, как один из детей в паре уже обучен самим логопедом и имеет необходимые знания, умения и навыки.

Основной процесс парной работы складывается из нескольких элементов:

- подготовка к выполнению задания (постановка проблемной ситуации, инструкция к выполнению, раздача дидактического материала парам);

- парная работа (знакомство с материалом, планирование работы в паре, распределение заданий между партнерами, индивидуальное выполнение задания, проверка выполнения задания логопедом, обмен выполняющих ролями)

- заключительная часть (обсуждение индивидуальных и общих результатов работы, оценка качества выполненной работы логопедом).

При работе в паре дети учатся уступать друг другу, сдерживать свой эгоизм, договариваться, подчиняться правилам, внимательно слушать задание, оказывать помощь друг другу, не ссориться, работать дружно и оценивать результат работы, как свой, так и товарища. Таким образом, применение методики парной работы позволяет логопеду решать наряду с коррекционными задачами еще и задачи нравственного воспитания детей.

Используемая литература:

1. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах. https://kco-kras.ru/mit/para/

2. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.

Публикации по теме:

Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке»Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке» Бабочка — яркая, черные глазки — Села на кончик травы. Будто она прилетела из сказки, Той, что услышите Вы… (Е. Краснова) Облачница,.

Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу»Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу» 25 апреля 2019 года в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ "Муринский ДСКВ.

Фотоотчёт о логопедическом занятии-путешествии «Поможем бабушке Федоре»Фотоотчёт о логопедическом занятии-путешествии «Поможем бабушке Федоре» Занятие-путешествие я провела в рамках муниципального конкурса "Воспитатель года". Подгрупповое занятие с детьми ОВЗ подготовительной группы.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы в парах на логопедическом занятии
Опубликовано: 8 января 2022 в 17:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД