Получи документы

Особенности темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

Нагорская Анастасия
Особенности темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия - специфическое нарушение речи, которое может быть вызвано нарушением иннервации речевого аппарата. М. Е. Хватцев дизартрией называет косноязычие, которое может быть вызвано органическими поражениями или функциональными расстройствами речевого аппарата и их связями между собой в головном мозгу. По мнению автора, дизартрия представляет собой все формы косноязычия - искажение звуков, «смазанную речь», гнусавое невнятное произношение.

Публикация «Особенности темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией» размещена в разделах

По утверждению Е. М. Мастюковой и М. В. Ипполитовой, речь при дизартрии смазанная, нечеткая, нередко нарушается темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда наблюдается чередование ускоренного и замедленного темпа речи. Наблюдается нечеткость в формулировании фразы, недоговаривание, беспорядочное расставление смысловых ударений, нарушение расстановки пауз, пропуски звуков, слогов, бормотание к концу фразы.

По данным Л. В. Мелеховой, в дошкольном возрасте чаще всего встречаются стертые формы дизартрии, которые очень часто смешиваются с обычными формами дислалии, но отличаются тем, что более сложны в процессе преодоления. Дети с диагнозом «функциональная дислалия» могут преодолеть свой недуг в течение 1-2 месяцев посещения логопедических занятий. Дети со стертыми формами дизартрии могут в течение этого периода лишь частично преодолеть нарушения, им необходимы значительно большие сроки занятий, и даже при этом условии речь этих детей не всегда приходит в норму.

Устойчивые нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией обусловлены, во-первых, дыхательной недостаточностью, которая проявляется в неправильном типе дыхания. Многочисленные физиологические исследования были посвящены изучению проблемы формирования правильного дыхания у детей. В них доказано, что дыхательный центр, ответственный за процесс регуляции дыхания, его глубины и частоты, активизируется раздражением, которое получает вместе с потоком вдыхаемого воздуха. При этом фонация возникает только при наличии сохранного физиологического дыхания. Дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге, регулирует дыхательные движения (вдох и выдох, которые должны осуществляться в строгой последовательности.

У детей с дизартрией наблюдается учащенный дыхательный пульс, ввиду чего нарушается ритм и плавность произношения слов и фраз. Легкая возбудимость дыхательного центра и недоразвитие нервной регуляции у детей со стертыми формами дизартрии приводят к учащенному дыханию ребенка, нарушают его ритм и, в конечном итоге, усиливают несовершенство речи детей. Частая невозможность дышать ртом также дезорганизует произношение - дети пропускают звуки, задерживают их произношение, произносят на вдохе (в норме должны произносить на выдохе).

В. А. Киселева также отмечает, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут наблюдаться стойкие нарушения компонентов просодической стороны речи, являющиеся следствием дыхательной недостаточности, проявляющейся преимущественно в неправильном типе дыхания (чаще грудном или ключичном, а также коротком речевом выдохе (до 5 секунд). Речь «смазанная», имеет назализованный оттенок, имеются нарушения голоса, модулированности и темповой организации речи. В. А. Киселева утверждает, что у данной категории детей имеются нарушения звукопроизношения (один или группа звуков, основная масса - соноры, свистящие и шипящие, обилие искажений и малое количество замен, но может быть и нормально сформированный звуковой строй.

Просодическую сторону речи детей с дизартрией характеризуют как эмоционально невыразительную, монотонную. Е. А. Артемова выявила зависимость между степенью сформированности просодических элементов речевого высказывания и степенью сформированности операций слухового самоконтроля и выделила несколько вариантов нарушений просодики у детей дошкольного возраста с дизартрией :

моторный характер нарушения просодических элементов речи наблюдается у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в случаях низкой степени сформированности просодики при достаточном уровне слухового самоконтроля;

сенсорный характер нарушений просодики наблюдается у детей, у которых нарушена просодика и не сформирован слуховой самоконтроль;

смешанный (сенсомоторный) характер нарушений просодики наблюдается на фоне формирующегося слухового самоконтроля.

Несомненной заслугой исследований Е. А Артемовой является выявление четырех степеней сформированности просодической стороны речи у детей с дизартрией :

при первой степени (низкой) наблюдаются грубые нарушения просодических элементов речи : ярко выражены недостатки в развитии тембра, силы, высоты голоса, детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик; нарушения носят стабильный характер при использовании всех видов речи.

вторая степень (недостаточная) характеризуется незначительными изменениями голоса, трудностями при выполнении специальных заданий на воспроизведение ритмических и интонационных структур; тем не менее, в отдельных случаях спонтанная речи может быть достаточно выразительной;

третья степень (средняя) характеризуется нестойкими отклонениями от нормы, неточностью при передаче ритмического и мелодического рисунка, страдают одна или несколько просодических характеристик;

при четвертой (высокой) степени сформированы все просодические характеристики, характерные для возрастной нормы : нормальный тембр, сила и высота голоса, темпо-ритмическая организация речи; в спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

Несколько запаздывают от нормы статодинамические функции, дети обычно соматически ослаблены, болезненны. Тщательное неврологическое обследование обычно выявляет неярко выраженную симптоматику органического поражения нервной системы, которая проявляется в виде расстройств двигательной сферы и отражается на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

У детей можно наблюдать неловкие, скованные, недифференцированные движения, снижение объема движений верхних и нижних конечностей, наличие синкинезий (содружественных движений, нарушения мышечного тонуса. Наиболее ярко эти нарушения проявляются при необходимости выполнения сложных движений, требующих четкого управления и правильной пространственной организации. Страдает мелкая моторика пальцев рук, нарушения которой проявляются в неточности движений, снижении скорости их выполнения и переключения с одной позы на другую, недостаточной координации.

Таким образом, нарушения темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста являются характерным признаком речевого диагноза «дизартрия», под которым мы понимаем сложное речевое расстройство, характеризующееся совокупностью нарушений компонентов речевой деятельности - речевого дыхания, звукопроизношения, высоты и тембра голоса, и, что немаловажно для нашего исследования, нарушений темпа и ритма речевого высказывания, а также неречевой симптоматикой. Эти нарушения имеют достаточно устойчивый характер, не могут быть преодолены спонтанно и нарушают ход нормального речевого развития детей, что требует нахождения путей и способов организации логопедической работы, направленной на развитие темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией отмечаются следующие особенности темпо-ритмической стороны речи :

– нарушаются произвольные движения, которые контролируются корой головного мозга;

– отмечаются расстройства статических и динамических координации движений;

– имеются нарушения в формировании всех компонентов просодии, в частности в дифференциации, восприятии и воспроизведении неречевого и речевого темпа и ритма.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Видео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возрастаВидео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение «Маленькие гномики» (Альбинас Циплияускас) Это весёлый добрый танец, в котором дети могут проявлять свой артистизм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 13:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД