Гаяне Саргсян
Особые образовательные потребности участников образовательного процесса в инклюзивном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные, которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.
Из когнитивных составляющих наиболее значимые это владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире. К энергетическим возможностям относятся умственная активность и работоспособность, а к эмоционально-волевым – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.
Публикация «Особые образовательные потребности участников образовательного процесса в инклюзивном пространстве» размещена в разделах
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. К этой группе детей относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной школы вне специальных условий воспитания и обучения.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
• Дети с нарушениями слуха (полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки);
• Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• Дети с нарушениями речи;
• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития);
Дети с нарушениями слуха
Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Слух дает ребенку возможность интеллектуально развиваться, слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух – это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:
• Глухота (глухие дети) – нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи;
• Тугоухость (слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха.
Образовательным организациям, осуществляющим обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, следует учитывать следующие особые образовательные потребности :
в обучении слухо-зрительному восприятию речи;
в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
в использовании различных видов коммуникации;
в совершенствовании словесно-логического мышления и словесной памяти;
в правильном формировании всех сторон устной и письменной речи;
в развитии жизненных компетенций, направленных на коммуникацию и социальную адаптацию.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения.
Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих детей конкретных специфических трудностей в учебно - познавательной деятельности, которые и определяют их особые образовательные потребности :
в создании адекватных зрительных образов;
в развитии навыков пространственной ориентировки (в своем теле, в рабочей поверхности, в микро и макропространстве и др. ,
в выработке мелкой и крупной моторики, координации глаз-рук;
в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе рельефно-точечной системы Брайля и с применением соответствующих технических средств письма;
в обучении пользованием соответствующими компьютерными программами в овладении коммуникативными и социальными навыками, в том числе ориентации в пространстве и самообслуживании.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи включают:
овладение в процессе обучения вербальной и невербальной коммуникацией, особенно для детей с низким уровнем речевого развития;
развитие всех компонентов речи, т. е. обретение рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают для детей потребность в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; они нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока;
формирование навыков чтения и письма;
формирование социальной компетентности, в первую очередь коммуникации.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата (ОДА).
Особые образовательные потребности у детей с ОДА определяются спецификой их двигательных нарушений и нарушений психического развития, которые задают особую направленность построения учебного процесса, что находит отражение и в структуре, и в содержании образования. Вместе с тем следует выделить особые потребности, которые свойственны всем обучающимся с ОДА:
в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка с учетом особенностей его психофизического развития;
в регламентации образовательной деятельности в соответствие с медицинскими рекомендациями и соблюдением ортопедического режима;
в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
в предоставлении услуг помощника (ассистента) для лиц с трудностями передвижения и самообслуживания;
в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений;
в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий:
в максимальном расширении образовательного пространства— выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
На разных возрастных этапах эти образовательные потребности имеют дополнительные особенности, они также зависят от тяжести двигательной патологии или ее усложненности недостатками сенсорной, речевой или познавательной деятельности.
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в удовлетворении следующих особых образовательных потребностей :
в побуждении к познавательной активности как средству формирования устойчивой познавательной мотивации;
в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
в углублении общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);
в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
в формировании и развитии целенаправленной деятельности, способности программирования и контроля собственной деятельности;
в осознании наглядно-действенного характера содержания образования;
в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
в увеличении сроков освоения АООП начального общего образования до пяти лет;
в становлении личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми, формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта. Описаны следующие особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта, обусловленные особенностями их психофизического развития:
необходимость пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
развитие и коррекция нарушений психических процессов, речи, моторики;
доступность содержания учебного материала, который должен быть адаптирован с учетом возможностей детей указанной категории;
наглядно-действенное предъявление содержания образования;
формирование знаний, умений и навыков (в том числе социально - бытовых, способствующих социальной адаптации обучающихся;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира;
отработка различных (вербальных и невербальных) средств коммуникации;
целенаправленное обучение «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
обеспечение профильного трудового обучения;
увеличение сроков освоения АООП.
Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Выделяют следующие особые образовательные потребности детей с РАС :
практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;
в занятиях коррекционно-развивающей направленности (с учителем - дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.);
в выборе и реализации наиболее эффективной модели образовательной практики;
в дозировании нагрузки с учетом темпа и работоспособности детей;
в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей мобилизации ребенка;
в целенаправленной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.