Галина Кисель
Отчет о построении предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 38 «Колобок» г. Туапсе МО Туапсинский район
Кисель Галины Валерьевны
об особенностях построения развивающей предметно-пространственной среды
При построении предметно- развивающей среды я учитываю основные методы и принципы, поскольку, на мой взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды.
Публикация «Отчет о построении предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Соблюдение основных принципов при построении предметной среды позволяет обеспечить максимальный психологический подход для каждого ребенка.
Групповая ячейка состоит из помещений: приемная, игровая, спальни, туалетной комнаты. В приемной имеется уголок для родителей и информационные стенды, куда помещается полезная консультативная информация, творческие работы, демонстрирующие достижения воспитанников, папки-передвижки.
Интерьер группового помещения отличается своей индивидуальностью и творческим подходом к его организации.
Предметно-пространственную среду я организовываю по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаю так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создаю условия для общения со сверстниками. В группе создала различные центры активности:
«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др.
Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Так же мною были изготовлены игры с использованием нестандартного оборудования:
- игры на умение выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, величину, форму, размер)
- игры помогающие определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу, запаху, не глядя на них,
- игры на группировку и классификацию по одному, двум существенным признакам.
Для формирования всех компонентов речи имеются следующие игры и пособия:
- наборы предметных картин,
- наборы сюжетных картин,
- серии сюжетных картин,
- игры для развития речевого дыхания;
- игры «Подбери пару», «Что лишнее?», «Цепочка слов», «Лото»;
- предметные картинки на все группы звуков;
- наборы парных картинок, домино.
Для формирования у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности, я создала «уголок природы и экспериментирования». В уголке природы размещены растения, позволяющие дошкольникам овладевать программой по данному направлению, так же в уголке природы находятся:
- «календарь природы»,
- подборки иллюстраций,
- подборка исторических, познавательных, развлекательных сведений о растениях, животных, насекомых, птицах.
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность). Смысл детского творчества – самовыражение. В своем творчестве дети стремятся передать «весь мир», «всю природу», «все деревья», они постоянно изобретают и фантазируют, используя следующие материалы:
- мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки,
- бросовый материал (пуговицы, камушки, крупы, проволока, ленточки, нитки,
- шаблоны, трафареты на различные темы,
- раскраски, альбомы, бумага,
- различные изображения, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги,
- пластилин, дощечки, силуэты предметов из теста,
- цветная бумага, картон, клей, ножницы,
- дидактические игры
- карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов.
- книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок.
Так как детей привлекают мир звуков и мир музыкальных инструментов, я особое внимание уделила оснащению музыкального уголка в группе – в него вошли:
- музыкальные инструменты (шумовые, металлофон, барабан, треугольник)
- маски
- атрибуты для театрализованных игр
- иллюстрации по слушанию, пению
- фланелеграф, мягкие игрушки
- куклы среднего размера
- разноцветные флажки, платочки, ленты, искусственные цветы)
- разные виды театров (настольный, перчаточный, пальчиковый, на кружках, теневой, плоскостной, кукольный)
- дидактические игры
- диски и кассеты с записями песен, музыки, сказок
- атрибуты, необходимые для игр-драматизаций: маски, шапочки, костюмы.
Таким образом, я обеспечиваю развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, углубляю восприятие музыки, обеспечиваю эстетическое развитие, способствую развитию умст-венных способностей, воспитываю интерес к музыкальному искусству.
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
Предметно-игровую среду строю так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые (строительство дома, доктор, школа, общественные (праздники, путешествия).
Также была оборудована зона для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Супермаркет». Все эти игры дополнены атрибутами для игр, спецодеждой. Для мальчиков оборудовали уголок «Автомастерская». Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого я поместила в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов включила в среду группы разнообразные схемы-образцы построек.
«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке поместила познавательную литературу, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, способствующие формированию коммуникативных навыков. Книги расставила по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.) А так же альбомы загадок, рассказы, стихи, сказки, иллюстраций к сказкам.
«Спортивный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Создавая в группе специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только те оборудования, которое вызывает у детей интерес в данный период времени: кегли, мячи и шары из разных материалов, с разными наполнителями; обручи малые и большие; длинные и короткие шнуры и скакалки, кольца.
Развивающую предметно-пространственную среду на участке своей группы я организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, организовываю все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей (см. выше, учитывая ведущую роль игровой деятельности.
Таким образом, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.