МААМ-картинки

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Людмила Власенко
Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повышение собственного уровня знаний путем изучения научно-методической литературы, принятия участия в работе вебинаров по теме самообразования.

2. Использовать игровые технологии в развивающе - коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

3. Оказание всесторонней помощи родителям по различным направлениям развития детей ОВЗ.

Публикация «Отчет по самообразованию „Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

4. Подготовить памятку для родителей по использованию нетрадиционных форм развития детей с ОВЗ в домашних условиях.

5. Подготовить выступление на методическом объединении на тему «Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

6. Подготовить и провести мастер - класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему «Игры для развития и коррекции».

Актуальность.

В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Учитывая специфику заболеваний детей, выяснилось, что у большинства детей с ОВЗ снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционно-развивающей работе игровых технологий.

В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам игротерапии. Эти методы оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

характерные признаки предметов;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности : внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игры могут различаться:

по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.

по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии систематическое общение педагога и детей.

Используя игровые технологии в развивающе – коррекционной работе, я стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у дошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в развивающе – коррекционной работе помогает детям раскрепоститься, у детей появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Развивающие игры Никитиных, игры для развития и коррекции «Магнитный лабиринт», «Сырный ломтик», «Сенсино», «Формидо», игровой комплект «Пертра», направлены на развитие логического и образного мышления.

План мероприятий

Содержание работы Примерный срок реализации Способы достижения, результативность

Теоретическое изучение темы Сентябрь, октябрь

Изучение статей, брошюр, информации на сайтах систематически

Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ систематически

Электронное портфолио ноябрь

Аттестация на первую квалификационную категорию март - апрель Аттестована

Приказ о решении аттестационной комиссии

Консультирование родителей январь Консультирование родителей по теме

Курсы повышения квалификации январь - июнь

Участие в конкурсах профессионального мастерства Оформление конкурсных материалов

Выступление на РМО с анализом работы по теме самообразования. март Составление анализа работы

Рекомендации коллегам по использованию игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ апрель Составление практических рекомендаций по теме

Мастер – класс для родителей «Игры для развития и коррекции» апрель Презентация «Игры для развития и коррекции»

Реализация плана:

1. Изучение методической литературы по теме самообразования : На первом этапе мною была изучена следующая литература:

1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.

2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - Москва, 1997. с. 5-6

5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. - №11.-2006.-с. 22-30.

6. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - Москва, 1998 г. с-8-12. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Изученная литература помогла освоить основы использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Следует отметить, что у детей с ОВЗ прослеживается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости, отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, особенности приема и переработки информации. Использование мультимедийных презентаций, интерактивной доски, игр для развития и коррекции позволяет активно вовлечь дошкольников в образовательный процесс, мотивирует и стимулирует познавательную и творческую активность детей. Применение ИКТ помогает создать на занятиях атмосферу психологического комфорта, пережить ребёнку ситуацию успеха.

2. Практический этап.

- Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ

- оформление материалов для родительского уголка (оформление консультаций, памяток для родителей («Ребёнок и компьютер», «Компьютерная зависимость», «Гимнастика для глаз»);

- оформление документации к аттестации,

- составление и пополнение электронного портфолио педагога.

- методическая работа;

- ведение сайта, ведение блога педагога;

- участие в сетевых сообществах (МААМ. Ru (https://www.maam.ru, социальная сеть работников образования nsportal.ru) ;

- изучение новых методик;

- дистанционные курсы повышения квалификации;

- дистанционные конкурсы, викторины, олимпиады.

- консультации для родителей:

«Самостоятельная двигательная активность дошкольников», «Растим ребёнка любознательным», «Что такое доброта?»

- создание и совершенствование банка материалов методического и учебного характера (авторские презентации, интерактивные игры для детей 6 -7 –го года жизни, подборка гимнастики для глаз, конспекты НОД, картотеки дидактических игр);

Результативность:

- Пополнен банк мультимедийных презентаций по познавательному, социально – коммуникативному и художественно – эстетическому развитию.

- Разработаны авторские интерактивные игры «Геометрические фигуры», «Овощи – фрукты», «Четвертый лишний»

- Пополнена копилка игр для дошкольников

- Оформлен материал для родителей: консультация «Компьютер и дошкольник», памятка «Упражнения для снятия напряжения глаз», буклет «Если ребёнок любит проводить время у компьютера…», памятка «Полезные сайты»

- Участие в методических мероприятиях ДОУ и РМО педагогов – психологов.

- Представление опыта работы по содержанию персонального мини-сайта

- Участие в методическом объединениях педагогов – психологов Ростовской области.

- Мастер – класс для родителей «Игры для развития и коррекции».

Вывод.

Использование игровых технологий помогает педагогу - психологу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

обогащает детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на занятии;

открывает широкие возможности для оптимизации деятельности педагогов и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями;

способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений в ходе игры);

формирует, в определенной степени, сотрудничество между ребенком, педагогом - психологом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-развивающей работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка с ОВЗ.

Публикации по теме:

Применение здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с детьми во время прогулки. Квест-игра в подготовительной группеПрименение здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с детьми во время прогулки. Квест-игра в подготовительной группе Квест-игра в подготовительной группе"Путешествие за секретами здоровья"Цель: пропаганда здорового образа жизни Задачи: подвести к пониманию.

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Использование игр и игровых технологий в работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска муниципального образования.

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда.

Использование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 летИспользование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 лет Подготовили: Учитель–логопед: Маркова Ольга Владимировна Учитель–дефектолог: Шестакова Наталья Владимировна "Театр - это волшебный край,.

Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование развивающе-коррекционного комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко» в работе учителя-дефектологаИспользование развивающе-коррекционного комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко» в работе учителя-дефектолога В условиях непрерывно меняющегося мира, информационные и коммуникационные технологии тесно вошли во все сферы деятельности человека. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 28 мая 2019 в 18:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД