Лилия Баторшина
Отчет по выполнению программы за учебный год (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№3 «Аленушка»
Отчет по выполнению программы за учебный год
Воспитатель Баторшина Л. Е.
с. Курсавка
2015-2016 год
Вторую младшую группу «Почемучка» посещают 27 человек. 19 мальчиков и 8 девочек.
Публикация «Отчет по выполнению программы за учебный год (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «От рождения до школы» - под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В группе при работе с детьми используются современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, п/игры имитационного характера, сюжетно-ролевые) здоровьесберегающие технологии, образовательная деятельность проводится по 5 образовательным областям с использованием аудиосистемы, дидактического материала, мольбертов, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др.
К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Работа 2 младшей группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ на 2015-2016 учебный год.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ. И утвержденным расписанием образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Социально-коммуникативное развитие. Были закреплены навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формировали элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивали условия для нравственного воспитания детей. Поощряли попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Нами создавались игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучали детей общаться спокойно, без крика. Формировали доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учили ребят жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучали детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Совершенствовали культурно-гигиенические навыки, формировались простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучали детей следить за своим внешним видом; учили правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировали элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Учили детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывали навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Формировали желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждали детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр., после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Учили соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начали формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой ( помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, тарелки, чашки и т. п.)
Формировали безопасное поведение в природе (представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, правила поведения в природе); первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого; безопасность собственной жизнедеятельности. (горячая плита, утюг и др.);навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку); умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот); развивали умение обращаться за помощью к взрослым.
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие познавательно- исследовательской деятельности. Детям были даны первичные представления об объектах окружающего мира. Формировали умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учили определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомили с материалами (дерево, бумага, ткань, глина, их свойствами (прочность, твердость, мягкость). В группе проводились простейшие наблюдения, простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учили детей группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная). Обогащали чувственный опыт детей, развивали умение фиксировать его в речи. Совершенствовали восприятие (активно включая все органы чувств). Развивали образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения. Закрепляли умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Формирование элементарных математических представлений. Развивали умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д., составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомили детей с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учили понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Научились устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. Познакомили детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учили обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Развивали умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева. Различать правую и левую руки Учили ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Ознакомление с миром природы. Нами расширялись представления детей о растениях и животных. Продолжали знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Расширяли представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Учили наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой. Знакомили с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик и др.). Знакомили с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Были даны представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомили с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения мы предоставляли детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Продолжали приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжали расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта, различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Продолжили учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивали моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учили отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Продолжили учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Обучали умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать за- данный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогали доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
В течении года читали знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывали умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объясняли детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учили с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Формировали интерес к книгам. Регулярно рассматривали с детьми иллюстрации.
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Развивали эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Подводили детей к восприятию произведений искусства. Знакомили с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты)
Развивали эстетическое восприятие; обращали внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости. Формировали интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учили в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Учили создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Рисование. Предлагали детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжали учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учили набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Закрепляли знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учили изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводили детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировали умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учили располагать изображения по всему листу.
Лепка. Формировали интерес к лепке. Закрепляли представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учили раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук; учили создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Аппликация. Приобщали детей к искусству аппликации, формировали интерес к этому виду деятельности. Учили предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые дета- ли разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их; аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировали навыки аккуратной работы. Учили создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закрепляли знание формы предметов и их цвета. Развивали чувство ритма.
Конструктивно-модельная деятельность.
Совершенствовали конструктивные умения, учили различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Развивали желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжали учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучали детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Для укрепления здоровья детей в течение учебного года проводились регулярные физкультурные занятия в физкультурном зале и на улице 1 раз в неделю. Проводилась утренняя гимнастика. Для профилактики ОРЗ в конце занятий всегда проводилась дыхательная гимнастика, точечный массаж. После дневного сна проводилась гимнастика с массажем тела и ходьбой по массажным коврикам. В группе регулярно осуществлялось сквозное и частичное проветривание.
С детьми регулярно проводились пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и развитию речи. С целью повышения интереса к физическому развитию с детьми проводились спортивные игры, игры – соревнования, подвижные игры в группе и во время прогулок. А также с детьми разучивались считалки, заклички, потешки.
В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности. В группе также оформлены : зона по изобразительной деятельности со специальным оборудованием для самостоятельной деятельности; в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями строилась по годовому плану: консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, развлечения, познавательные мероприятия, папки-передвижки, наглядный информационный материал, и многое другое.
Родители принимали активное участие в различных конкурсах рисунков и поделок.
Работа с родителями оказалась плодотворной – они помогали в оформлении группы, в приобретении дидактических и развивающих игр. Совместно с родителями обогащали и дополняли предметно - развивающую среду.
Родительские собрания были спланированы так, чтобы они были интересны для родителей, содержательными и эффективно работающими на всестороннее развитие детей группы :
Собрание «Особенности развития и воспитания детей четвертого года жизни». Ознакомление родителей с программой и режимными моментами. На родительском собрании, присутствовало 17 родителей.
Собрание «Территория безопасности» .Ознакомление родителей с правилами безопасности в быту. Безопасность детей на дорогах. Пожарная безопасность. Антитеррористическая защищенность детей. Психологическая безопасность детей. Личная безопасность. На родительском собрании,присутствовало 19 родителей, 8 отсутствовали.
Мы неоднократно проводили выставки совместных работ, и наши родители с желанием и энтузиазмом принимали в них участие. В этом году мы оформляли такие выставки как «Осенние фантазии» - поделки из даров осени, «Мастерская Деда Мороза», участвовали в конкурсе рисунков «НА страже дорог»
Таким образом, в нашей группе, мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.
Все цели и задачи, поставленные на этот год, выполнили.
В следующем учебном году мы планируем :
-Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе,
Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
-Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка 3- 4 лет, умением применять их в общении.
-Находить и применять инновационные методы и подходы по своему приоритетному направлению, продолжать работу по внедрению привычки здорового образа жизни среди детей и родителей.