Любовь Хавалкина
Отчёт о летней оздоровительной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим и определяется ее цель и направление. Важно использовать благоприятные летние месяцы для укрепления здоровья детей, добиться, чтобы каждый ребенок хорошо поправился и закалился. Поэтому необходимо так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, праздниках долго радовали детей.
Публикация «Отчёт о летней оздоровительной работе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Летняя оздоровительная работа в ДОУ «Родничок» в 2017 году проходила через реализацию проекта «Веселый летний марафон» (на основе произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников в летний период.
Задачи:
1. Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.
2. Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.
3. Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
4. Развивать и поддерживать интерес к художественной литературе на материале произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
5. Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей).
Проект реализовывался по следующим направлениям:
- физкультурно – оздоровительное («Путешествие за здоровьем»);
- музыкально – театральное («Мы – таланты и артисты»);
- художественно – эстетическое («Веселые и умелые пальчики»);
- познавательное («Интересное рядом»).
Каждый месяц имел своё название, а каждая неделя представляла собой мини – проект по определённой теме, в которой прослеживалась интеграция деятельности всех участников образовательного процесса.
Реализация проекта началась с обогащения предметно-развивающей среды. Для качественного проведения летней оздоровительной работы был проведен смотр – конкурс педагогов на лучший участок. В дизайн участков были добавлены фигуры персонажей сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Для знакомства с героями сказки Н. Носова родителями были изготовлены куклы. Доступные по своему характеру изображения забавных героев Николая Носова присутствовали во всех видах детской деятельности. Они побуждали детей к общению, художественно – продуктивной, игровой деятельности, к освоению новых знаний. Летняя оздоровительная работа в младших группах была направлена на повышение субъектной позиции ребенка в достижении положительных результатов, развитие компетентностей.
Оздоровительная работа с детьми 2 - 4 лет придерживалась следующих принципов: комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий, простых и доступных по своей характеристике; преимущественного использования медикаментозного оздоровления; формирования положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов, оптимального двигательного режима. Формы работы по оздоровлению заключались в утренней гимнастике на свежем воздухе, воздушных и солнечных ваннах, мытье ног перед сном, гимнастике после сна, хождении по массажным коврикам. В летний период была увеличена продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня было предусмотрено максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Основными средствами оздоровления выступали естественные факторы: солнце, воздух, вода. Профилактика и коррекция здоровья проводилась в игровой форме на зеленом газоне или спортивной площадке с целью профилактики плоскостопия, улучшения координации движений, повышения сопротивляемости организма, улучшения эмоционально-психологического состояния детей, приобщения к здоровому образу жизни.
Все оздоровительные мероприятия организовывались с учетом состояния здоровья детей, эмоционального настроя и индивидуальных особенностей. Для создания безопасных условий пребывания детей в ДОУ ежедневно проверялась исправность оборудования на прогулочных участках, песок в песочницах перекапывался. На прогулках присутствовала медицинская сестра. С наступлением жаркого периода во избежание перегрева воспитанники находились на прогулке только в головных уборах, пребывание дошкольников под прямыми лучами солнца чередовалось с играми в тени.
С целью организации водно-питьевого режима в группе имелись в наличии индивидуальные кружки для детей, охлажденная кипяченая вода; при организации закаливающих процедур – индивидуальные полотенца для рук, ног. Мероприятия оздоровительного характера, прогулки и занятия на спортивной площадке были направлены на обогащение двигательного опыта, формирование опорно-двигательной системы организма, воспитание навыков самообслуживания. На прогулках в подвижных играх «Прятки с колокольчиком», «Мы едем, едем», «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Играем с Пилюлькиным», «Воробышки и автомобиль», «Соберем шарики», «Догони мяч» закрепляли и совершенствовали различные виды движений (ходьбы, бега, прыжков, бросания); развивали координацию в пространстве.
Малыши в меру своих возможностей были участниками развлечений детей старшего возраста («Коротышки идут в поход», «День добра», «В стране мыльных пузырей», игры с воздушным змеем). В беседах о витаминах, в разыгрывании ситуаций с куклой «Что любит есть Пончик?», «Покажем Незнайке, как надо умываться», в чтении стихов В. Лебедева-Кумача, С. Маршака, Э. Мошковской дети овладевали элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
В соответствии с планом проводилась работа по формированию первичных навыков безопасного поведения: наблюдения за грузовым транспортом, приезжающим по назначению в детский сад, рассматривание пожарной машины, просмотр мультфильмов по дорожной азбуке, чтении художественной литературы, играх на автодорожке, посещении тематических мероприятий детей старшего возраста («Коротышки-пожарные», «Каждый маленький ребенок правила дорожного движения должен знать с пеленок»).
Дети 2 – 4 лет – в первую очередь «деятели», а не наблюдатели, поэтому интересной и во многом новой для них была деятельность познавательного характера. На прогулке в дневнике наблюдений совместно со взрослыми дети учились зарисовывать символы погоды (солнце или облако, знакомились с растениями экологической тропы, насекомыми, птицами нашей местности. Игры с водой, песком помогали корригировать психические функции, мелкую моторику, эмоциональную сферу, расширяли сенсорный опыт детей. В ходе бесед «Поход в лес», «Что коротышки брали в поход?» малыши познакомились с основным правилом: «Природа как наш дом, в природе нельзя никого обижать». Это правило закреплялось в процессе решения элементарных проблемных ситуаций тризовского характера: «Как помочь божьей коровке?», «Можно ли ловить шмеля?», «Где надо играть с мячом: на лесной полянке или спортивной площадке?», «Почему нельзя уничтожать мухоморы, ведь они несъедобные?». Свои впечатления о природе дети отражали в художественной деятельности.
В нашем детском саду на открытом пространстве создан этнический мини – музей быта народов ханты. Рассматривая стилизованные мини – сценки хантыйского стойбища, в беседах, доступных пониманию детей младшего возраста «Где живет олешек?», «Что такое чум?» малыши смогли наглядно ощутить, прикоснуться к укладу жизни коренного народа нашего края.
В течение лета дети ежедневно включались в элементарные трудовые действия по уходу за песочницей, игрушками на веранде, цветочными клумбами с целью становления интереса к труду, его результатам, формирования умений взаимодействовать со взрослым, усиления самостоятельности, осуществления простых по содержанию наблюдений в процессе трудовой деятельности. Дети учились принимать цель и связывать результат с поставленной целью (польем клумбу и цветы будут хорошо расти, намочим песок в песочнице и легко слепим бублики для кукол). Развитию эмоциональной отзывчивости, обогащению опыта взаимодействия со старшими, демонстрации положительного примера поведения у детей младшего возраста способствовали представления, подготовленные дошкольниками старшего возраста: развлечение «Путешествие в страну Детства», досуг «Незнайка приглашает всех в театр». Для воспитанников ДОУ были проведены выездные театрализованные представления студии Чунга – Чанга «Волк и несколько козлят на новый лад», «Кот Василий», «Сказка про репку», цирковое представление «На крыльях смеха», особенно запоминающимся было выступление артистов из Челябинска с программой «Версаль».
Адаптация
За летние месяцы в группу поступили 9 воспитанников, 1 выбыл в июле. Набор детей проходил постепенно. У 2 детей (25%) легкая степень адаптации. У 6 (75%) детей наблюдается стабилизация эмоционального состояния, дети постепенно осваивают группу, легче расстаются с родителями, привыкают к режиму детского сада. Для успешной адаптации детей родителям были предложены рекомендации «Адаптация ребёнка в детском саду», «Чтобы расставание было легким», «Режим дня в детском саду», проводились индивидуальные беседы. В целом, процесс адаптации проходит удовлетворительно. Дети чувствуют себя расковано, идут на контакт со сверстниками, улучшился аппетит и сон – все это показатели успешной адаптации.
Работа с родителями
Родители оказали помощь в озеленении участков, изготовлении фигур и кукол литературных героев по книге Н. Носова, участвовали в выставке семейного творчества «Эти загадочные знаки», выставке рисунков «Железная дорога и дети», в фотовыставке «В огороде и в саду я помощником расту», конкурсе поделок из бросового материала «Не играй с огнем».
С целью информирования с родителями проводились разнообразные формы работы наглядная агитация, общие и индивидуальные консультации («Соблюдение правил безопасного поведения в зоне движения поездов», Правила поведения на природе», «Профилактика ЭВИ и основные симптомы инфекции», «Предупреждение детского травматизма», «Роль книги в развитии ребенка 3 - 4 лет»).
Выводы: за летний период оздоровлено 36 детей младшего дошкольного возраста, снижен уровень заболеваемости, повысилась компетентность педагогов и родителей в области организации летнего отдыха детей. Акцент был сделан на увеличение времени пребывания воспитанников на свежем воздухе и на повышение двигательной активности детей через подвижные игры, формирование интеллектуальных способностей средствами предметно – развивающей среды участков, экологической тропы, мини-музея быта народов ханты, использованием персонажей сказки Н. Носова «Приключения Незнайки», активизацией сенсорных игр. Главной задачей педагогов в работе с детьми младшего возраста была поддержка стремления детей к самостоятельности, веры в собственные силы, каждому ребенку педагоги готовы были помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Наблюдения в природе и труд способствовали формированию познавательного интереса, воспитанию эмпатии к объектам природы; игры-экспериментирование – накоплению сенсорного опыта, чтение художественной литературы, художественно-продуктивная и досуговая деятельность – развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы. Индивидуальные формы работы позволили в значительной степени стабилизировать эмоциональное состояние вновь прибывших воспитанников. В целом, задачи проекта были реализованы.