Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе».

Ольга Савенко
Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе».

Открытая прогулка

«Весеннее путешествие по экологической тропе».

(подготовительная к школе группа)

Программные задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

- формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит её загрязнение.

- закрепить знания о представителях почвенной фауны –подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте.

- показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

- помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в природе.

- закрепить знания детей о знакомых птицах: перелётных и зимующих.

- дополнить и систематизировать знания детей о том, что помогает птицам летать (опыт с бумажными голубями).

- закрепить знания детей о первоцветах.

ОО «Речевое развитие»:

- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

- воспитывать любовь к природе с помощью стихов, пословиц, поговорок.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

- Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята! Вчера вечером в наш детский сад почтальон принёс письмо. А кто его прислал вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно (воспитатель загадывает загадку).

Шагает красавица,

Легко земли касается

Идёт на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

Дети: Весна!

Воспитатель: Верно ребята, это добрая, тёплая волшебница – Весна. Она пишет, что давно наблюдала за нами и увидела какие вы трудолюбивые, добрые и ласковые защитники природы. И поэтому она приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились прислала нам схему маршрута нашего путешествия и приготовила для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. Готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Я вам предлагаю отправится пешком, ведь во время пеших прогулок хорошо видны птицы и насекомые,можно внимательно рассмотреть мелкие детали: почки на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны? (Ответы детей)

Тогда в путь!

Ребята, посмотрите на небо и обратите внимание на облака. Какие они стали весной?

Дети: Небо становится светлым, высоким с белыми пушистыми облаками.

Ребёнок читает стихотворение:

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

Воспитатель: Вот и первая остановка по нашей карте.

Это «Уголок нетронутых листьев».

Помните, осенью мы специально не очищали от листьев этот участок, чтобы весной увидеть, что же случилось с опавшими листьями. Давайте их рассмотрим. Как они изменились? Сколько их осталось? Давайте их потрогаем, понюхаем. Сравним с «осенним» засушенным листом.

(Обсуждаем с детьми все изменения, которые произошли с «весенними» листьями. Отметим, что осенью часть листьев съели, переработали дождевые черви).

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

Листья растут на деревьях, кустарнике, которые берут еду из земли. Потом листья опадают, перегнивают и снова возвращаются в почву тем самым сами кормят её, дают ей новую еду. Земля – почва становится богаче, она снова может кормить растения. А помогают превращению листьев в почву многие подземные жители, например, наши знакомые дождевые черви.

Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы лучше запомнить, как происходит круговорот веществ в природе, поиграем. Игра так и называется «Круговорот веществ в природе».

Проводится командная игра-эстафета «Круговорот веществ в природе».

Материалы и оборудование: Пластиковые листья по количеству участников, столько же стаканчиков с землёй,4 шапочки: 2 с изображением червяка, 2 с изображением дерева, 4 маленьких обруча.

Ход игры: Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Воспитатель: Ребята, следующий пункт нашей весенней прогулки «Весёлый лужок». Весна сообщила, что для нас здесь спрятан сюрприз. Давайте поищем его.

(Около берёзки спрятана банка с дождевым червём и письмом. Дети находят письмо от дождевого червя. Воспитатель читает его).

Письмо:

Здравствуйте!Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте дорогие друзья!» Но я боюсь, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным подземным червяком. А мне очень хочется найти друзей. Мы, дождевые червяки, заслуживаем уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья,Некоторым не нравится наш внешний вид: «Скользкий, как червяк», «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому, что это помогает нам ползать под землёй. Если бы мы не извивались, мы не могли бы ползать. Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости. С уважением, дождевой червь.

Воспитатель: Ребята! Вы хотите дружить с дождевым червём?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте с ним познакомимся.

Из банки достают дождевого червя. Дети рассматривают его. Наблюдают, как он ползёт. Трогают его. Замечают, что он влажный, что у него нет глаз, т. к. ему они не нужны. Вспоминают, какую пользу приносят черви.

Воспитатель: Давайте попробуем изобразить, как двигается дождевой червь. Дети показывают движения червяка. Потом отпускают червяка в выкопанную ямку.

Воспитатель: Ребята! А чем дышит червяк под землёй?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете,в какой почве ему легче дышать: в рыхлой или в утоптанной?

Дети: В рыхлой.

Воспитатель: Почему?

Дети: Так как там воздуха больше.

Воспитатель: В этом мы можем убедиться на опыте.

Проводится опыт:

По две баночки с водой, кусочки земли (один рыхлый, мягкий; другой – плотный комок земли с тропинки).

Дети проводят эксперимент, опуская в баночки с водой сначала кусочек рыхлой земли, затем плотной. Пузырьков с воздухом больше выделяется из рыхлого кусочка.

Воспитатель: Как вы убедились,где можно обнаружить подземных жителей: под тропинками или на участках, которые люди не посещают?

Дети: Подземных жителей под тропинками меньше, т. к. там меньше воздуха и труднее дышать.

Воспитатель выслушивает предположения детей и обобщает их:

Чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. Необходимо экологическиграмотно вести себя в природе: ходить по дорожкам, стараться не топтать всё вокруг.

Воспитатель: Ребята! Весна видит всё и слышит ваши высказывания. Мне кажется, она очень довольна вами. Не зря ведь она приготовила для вас ещё один сюрприз на «Полянке первоцветов».

Воспитатель: Вот она «Полянка первоцветов». Какие цветочки появились на ней?

Дети: крокусы, перелески, цикламены, калужница, подснежники

Воспитатель: Почему они называются подснежниками?

Дети: Потому, что это самые первые цветочки, которые пробиваются из-под земли даже тогда, когда не растаял снег.

Воспитатель: А какие ещё первоцветы вы знаете?

Дети: Мать и мачеха, ветреница, фиалки.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает и хочет рассказать стихи о первых цветочках?

Дети рассказывают стихи Е. Серовой «Подснежник», «Фиалка».

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что по некоторым первоцветам можно узнать, какая будет погода. Фиалка –отличный барометр: смотрит фиалка на мир весёлым фиолетовым глазком – значит, будет хорошая погода, а загрустит, поникнет, закроет цветок – погода испортится. Так же ведёт себя и ветреница. А вот калужница цветёт 2 раза в году: весной и осенью.

Воспитатель: Ребята, похоже, Весна очень быстро вступает в свои права. Скоро появятся насекомые. А некоторые уже проснулись! Давайте представим, что к вам на пальчик села божья коровка.

Психофизический этюд «Божья коровка».

Воспитатель: Ребята! Вот и последняя остановка в нашем путешествии – «Птичья столовая». Что вы можете сказать, наблюдая за птицами у кормушки?

Дети: Птиц у кормушки стало меньше. Потому что у птиц появился дополнительный корм – насекомые, зелёная травка.

Воспитатель: Что вы можете сказать о птицах?

Дети: Некоторые птицы возвращаются с юга.

Воспитатель:Отгадайте загадку:

Всех перелётных птиц черней

Враг личинок, друг полей

Взад, вперёд по пашням вскачь

А зовётся птица (грач).

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о грачах?

Дети: Это самые первые перелётные птицы, которые появляются у нас.

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что на Руси люди праздновали день перелёта птиц. Этот день отмечали 21 марта. Пекли сладкие вкусные булочки «жаворонков». Дети очень любили этот праздник и с нетерпением ждали его. Ребята! Какие ещё (кроме грачей) птицы прилетают с юга?

Дети: называют.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру

«Зимующие и перелётные птицы».

Воспитатель раскладывает картинки птиц.Дети собирают: у кормушки – зимующих, у берёзы – перелётных.

Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?

Дети: Потому, что есть нечего, насекомых нет.

Воспитатель: Представляете ребята, какие перелёты совершают птицы по воздуху! С помощью чего птицы могут летать?

Дети: Крылья и хвост.

Воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже самая маленькая птичка становится широкой и может опираться о воздух. На земле раскрытые крылья и хвост ей мешают, и она их складывает.

Наблюдаем за полётом бумажных голубей. Одному из них склеиваем крылья и наблюдаем за падением.

Воспитатель: Ребята, на нашей лесной полянке, очень много деревьев. Представим на минутку, что вы птички.

Игра: «Раз, два, три, к тополю лети».

Воспитатель: Молодцы ребята. Деревья ещё не покрылись листвой. Как же вы их отличали друг от друга?

Дети: По стволу, по коре, по веткам.

Воспитатель: Ребята! Я вижу, что вы настоящие знатоки природы. Ведь человек не может отдельно жить от природы. Мы с вами часть природы. Недаром люди подмечали, что поведение животных и птиц связано с сезонными изменениями в природе. Они придумали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети называют поговорки, пословицы о весне и весенние приметы.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Я думаю, что у нас впереди ещё много интересного, ведь весна уже набирает силу и хорошеет день ото дня. Она будет очень рада послушать

стихотворение Е. Каргановой «Гимн природе».

Публикации по теме:

Конспект зимней прогулки по экологической тропе Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной и сенсорной сферы, знакомство с правильным общением с природой. ЗИМА. Маршрут.

Исследовательский проект «Экскурсия-путешествие по экологической тропе» Актуальность: Экскурсия по экологической тропе для детей на сегодняшний день становится одной из самых актуальных форм работы по экологическому.

Конспект прогулки по экологической тропе здоровья «Путешествие в весенний лес» (подготовительная группа) Задачи Закреплять, систематизировать представления детей о лесе и его обитателях: птицах, насекомых, диких животных, о растениях. Пробуждать.

Конспект экскурсии по экологической тропе «Осеннее путешествие» (старшая группа) Цель: создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование.

Позновательно-исследовательская деятельность на экологической тропе. И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу – вот шанс выжить.

Прогулка по экологической тропе веснойПрогулка по экологической тропе весной Весенняя прогулка по экологической тропе детского сада. Цель: продолжать учить детей видеть весенние изменения в природе, развивать разговорную.

Прогулка с детьми подготовительной группы «По экологической тропе» Материал: - вырезанные из картона листья - письма деревьев: клёна, берёзы, сирени; -украшенная ленточками ель; -лопаты, письмо Боровичка,.

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе» "Путешествие по экологической тропе" Содержание прогулки. Воспитатель: ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас.

Путешествие по экологической тропе в гости к соснеПутешествие по экологической тропе в гости к сосне Наш детский сад называется «Лютик», он окружен со всех сторон растениями. Растения называют зеленым нарядом Земли. В нашем саду много лиственных.

Экологический проект «Прогулка-поход по экологической тропе ст. Голубицкой» Вид проекта: Поисково — познавательный. Продолжительность: краткосрочный (3 недели) Участники: дети старшей группы (25 чел. ,воспитатель,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе».
Опубликовано: 2 октября 2015 в 22:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Сценарий досуга «Святки» в старшей группе
Ведущий. Дети, недавно мы с вами в детском саду и дома отмечали замечательной любимый праздник, какой? ( ответы детей) . А какой ещё праздник светлый и...
Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...