Ольга Савенко
Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе».
Открытая прогулка
«Весеннее путешествие по экологической тропе».
(подготовительная к школе группа)
Программные задачи:
ОО «Познавательное развитие»:
- формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит её загрязнение.
- закрепить знания о представителях почвенной фауны –подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте.
- показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
- помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в природе.
- закрепить знания детей о знакомых птицах: перелётных и зимующих.
- дополнить и систематизировать знания детей о том, что помогает птицам летать (опыт с бумажными голубями).
- закрепить знания детей о первоцветах.
ОО «Речевое развитие»:
- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
- воспитывать любовь к природе с помощью стихов, пословиц, поговорок.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
- Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята! Вчера вечером в наш детский сад почтальон принёс письмо. А кто его прислал вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно (воспитатель загадывает загадку).
Шагает красавица,
Легко земли касается
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
Дети: Весна!
Воспитатель: Верно ребята, это добрая, тёплая волшебница – Весна. Она пишет, что давно наблюдала за нами и увидела какие вы трудолюбивые, добрые и ласковые защитники природы. И поэтому она приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились прислала нам схему маршрута нашего путешествия и приготовила для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. Готовы к путешествию?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Я вам предлагаю отправится пешком, ведь во время пеших прогулок хорошо видны птицы и насекомые,можно внимательно рассмотреть мелкие детали: почки на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны? (Ответы детей)
Тогда в путь!
Ребята, посмотрите на небо и обратите внимание на облака. Какие они стали весной?
Дети: Небо становится светлым, высоким с белыми пушистыми облаками.
Ребёнок читает стихотворение:
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Воспитатель: Вот и первая остановка по нашей карте.
Это «Уголок нетронутых листьев».
Помните, осенью мы специально не очищали от листьев этот участок, чтобы весной увидеть, что же случилось с опавшими листьями. Давайте их рассмотрим. Как они изменились? Сколько их осталось? Давайте их потрогаем, понюхаем. Сравним с «осенним» засушенным листом.
(Обсуждаем с детьми все изменения, которые произошли с «весенними» листьями. Отметим, что осенью часть листьев съели, переработали дождевые черви).
Воспитатель вместе с детьми делает вывод:
Листья растут на деревьях, кустарнике, которые берут еду из земли. Потом листья опадают, перегнивают и снова возвращаются в почву тем самым сами кормят её, дают ей новую еду. Земля – почва становится богаче, она снова может кормить растения. А помогают превращению листьев в почву многие подземные жители, например, наши знакомые дождевые черви.
Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы лучше запомнить, как происходит круговорот веществ в природе, поиграем. Игра так и называется «Круговорот веществ в природе».
Проводится командная игра-эстафета «Круговорот веществ в природе».
Материалы и оборудование: Пластиковые листья по количеству участников, столько же стаканчиков с землёй,4 шапочки: 2 с изображением червяка, 2 с изображением дерева, 4 маленьких обруча.
Ход игры: Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
Воспитатель: Ребята, следующий пункт нашей весенней прогулки «Весёлый лужок». Весна сообщила, что для нас здесь спрятан сюрприз. Давайте поищем его.
(Около берёзки спрятана банка с дождевым червём и письмом. Дети находят письмо от дождевого червя. Воспитатель читает его).
Письмо:
Здравствуйте!Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте дорогие друзья!» Но я боюсь, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным подземным червяком. А мне очень хочется найти друзей. Мы, дождевые червяки, заслуживаем уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья,Некоторым не нравится наш внешний вид: «Скользкий, как червяк», «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому, что это помогает нам ползать под землёй. Если бы мы не извивались, мы не могли бы ползать. Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости. С уважением, дождевой червь.
Воспитатель: Ребята! Вы хотите дружить с дождевым червём?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте с ним познакомимся.
Из банки достают дождевого червя. Дети рассматривают его. Наблюдают, как он ползёт. Трогают его. Замечают, что он влажный, что у него нет глаз, т. к. ему они не нужны. Вспоминают, какую пользу приносят черви.
Воспитатель: Давайте попробуем изобразить, как двигается дождевой червь. Дети показывают движения червяка. Потом отпускают червяка в выкопанную ямку.
Воспитатель: Ребята! А чем дышит червяк под землёй?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете,в какой почве ему легче дышать: в рыхлой или в утоптанной?
Дети: В рыхлой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Так как там воздуха больше.
Воспитатель: В этом мы можем убедиться на опыте.
Проводится опыт:
По две баночки с водой, кусочки земли (один рыхлый, мягкий; другой – плотный комок земли с тропинки).
Дети проводят эксперимент, опуская в баночки с водой сначала кусочек рыхлой земли, затем плотной. Пузырьков с воздухом больше выделяется из рыхлого кусочка.
Воспитатель: Как вы убедились,где можно обнаружить подземных жителей: под тропинками или на участках, которые люди не посещают?
Дети: Подземных жителей под тропинками меньше, т. к. там меньше воздуха и труднее дышать.
Воспитатель выслушивает предположения детей и обобщает их:
Чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. Необходимо экологическиграмотно вести себя в природе: ходить по дорожкам, стараться не топтать всё вокруг.
Воспитатель: Ребята! Весна видит всё и слышит ваши высказывания. Мне кажется, она очень довольна вами. Не зря ведь она приготовила для вас ещё один сюрприз на «Полянке первоцветов».
Воспитатель: Вот она «Полянка первоцветов». Какие цветочки появились на ней?
Дети: крокусы, перелески, цикламены, калужница, подснежники
Воспитатель: Почему они называются подснежниками?
Дети: Потому, что это самые первые цветочки, которые пробиваются из-под земли даже тогда, когда не растаял снег.
Воспитатель: А какие ещё первоцветы вы знаете?
Дети: Мать и мачеха, ветреница, фиалки.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает и хочет рассказать стихи о первых цветочках?
Дети рассказывают стихи Е. Серовой «Подснежник», «Фиалка».
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что по некоторым первоцветам можно узнать, какая будет погода. Фиалка –отличный барометр: смотрит фиалка на мир весёлым фиолетовым глазком – значит, будет хорошая погода, а загрустит, поникнет, закроет цветок – погода испортится. Так же ведёт себя и ветреница. А вот калужница цветёт 2 раза в году: весной и осенью.
Воспитатель: Ребята, похоже, Весна очень быстро вступает в свои права. Скоро появятся насекомые. А некоторые уже проснулись! Давайте представим, что к вам на пальчик села божья коровка.
Психофизический этюд «Божья коровка».
Воспитатель: Ребята! Вот и последняя остановка в нашем путешествии – «Птичья столовая». Что вы можете сказать, наблюдая за птицами у кормушки?
Дети: Птиц у кормушки стало меньше. Потому что у птиц появился дополнительный корм – насекомые, зелёная травка.
Воспитатель: Что вы можете сказать о птицах?
Дети: Некоторые птицы возвращаются с юга.
Воспитатель:Отгадайте загадку:
Всех перелётных птиц черней
Враг личинок, друг полей
Взад, вперёд по пашням вскачь
А зовётся птица (грач).
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о грачах?
Дети: Это самые первые перелётные птицы, которые появляются у нас.
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что на Руси люди праздновали день перелёта птиц. Этот день отмечали 21 марта. Пекли сладкие вкусные булочки «жаворонков». Дети очень любили этот праздник и с нетерпением ждали его. Ребята! Какие ещё (кроме грачей) птицы прилетают с юга?
Дети: называют.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру
«Зимующие и перелётные птицы».
Воспитатель раскладывает картинки птиц.Дети собирают: у кормушки – зимующих, у берёзы – перелётных.
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
Дети: Потому, что есть нечего, насекомых нет.
Воспитатель: Представляете ребята, какие перелёты совершают птицы по воздуху! С помощью чего птицы могут летать?
Дети: Крылья и хвост.
Воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже самая маленькая птичка становится широкой и может опираться о воздух. На земле раскрытые крылья и хвост ей мешают, и она их складывает.
Наблюдаем за полётом бумажных голубей. Одному из них склеиваем крылья и наблюдаем за падением.
Воспитатель: Ребята, на нашей лесной полянке, очень много деревьев. Представим на минутку, что вы птички.
Игра: «Раз, два, три, к тополю лети».
Воспитатель: Молодцы ребята. Деревья ещё не покрылись листвой. Как же вы их отличали друг от друга?
Дети: По стволу, по коре, по веткам.
Воспитатель: Ребята! Я вижу, что вы настоящие знатоки природы. Ведь человек не может отдельно жить от природы. Мы с вами часть природы. Недаром люди подмечали, что поведение животных и птиц связано с сезонными изменениями в природе. Они придумали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети называют поговорки, пословицы о весне и весенние приметы.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Я думаю, что у нас впереди ещё много интересного, ведь весна уже набирает силу и хорошеет день ото дня. Она будет очень рада послушать
стихотворение Е. Каргановой «Гимн природе».