Наталья Тимофеева
Открытое итоговое занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Выявить у детей способность в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.
2. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
3. Продолжать развивать фонематический слух. Выявить умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Публикация «Открытое итоговое занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
4. Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; совершенствовать диалогическую форму речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
5. Выявить умение составлять рассказы из личного опыта; составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем
6. Выявить умения употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
1. Вводная часть.
(Воспитатель показывает слона, который издает звуки). Что он делает? Когда вы были маленькими, вы тоже издавали звуки. Какие? Теперь вы взрослые и умеете говорить – это речь.
2. Основная часть.
Какая бывает речь? – (письменная и устная). Что значит письменная? Что значит устная? Из чего состоит наша речь? (из звуков).
К нам пришли звуки. Игра «Живые звуки».
Звуки во что соединяются? (в слоги). Слоги….? (в слова). Слова….? (в предложения). Предложения? (в речь).
Какие бывают предложения? (вопросительные, восклицательные, повествовательные). (Схемы предложений). Сколько слов в предложении? (разбор предложений).
Мы вспомнили, какие бывают предложения. Теперь ответьте полными предложениями. Игра «Четвертый лишний».
Чтобы дети были умными, им с самого детства читают сказки, рассказы, стихи. Конкурс «Ах эти сказки».
1. Из какой сказки следующие слова: «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!». Кто написал? Как называется сказка? (Лисичка сестричка и волк).
2. В какой сказке петушок избавляет зайчика от хитрой лисы? (Заюшкина избушка) Кто написал?
3. В какой сказке, дерево спасает девочку от гусей? (Гуси – лебеди).
4. Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (33 года). Кто написал? (Пушкин А. С.)
5. Какие еще произведения или сказки Пушкина вы знаете?
6. В какой сказке старик родную дочь в лес увез? (Морозко).
7. Из какой сказки рисунок? (показываю рисунки).
8. Портреты. Кто он? (писатель). Что написал? Толстой, Чехов, Есенин, Лермонтов.
Конкурс «Кто запомнит и повторит больше поговорок».
Старый друг лучше новых двух.
Кто с мячом к нам придет, тот от мяча и погибнет. (Невский).
Семь раз отмерь – один отрежь.
Нет худа без добра.
Куй железо пока горячо.
Родина Мать сумей за неё постоять.
Без труда не выловить и рыбку из пруда.
Ученье - свет, а не ученье – тьма.
Глаза боятся, а руки делают.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Трудно в ученье – легко в бою. (Суворов).
Береги честь с молоду, а платье с нову.
Хлеб – всему голова.
Много снегу – много хлеба.
Хлеб – наше богатство.
Игра «Третий лишний».
Игра в мяч. Словообразование относительных прилагательных.
Какое сейчас время года? Я вам буду говорить слова, а вы будите подбирать прилагательные.
Солнце весной – какое? – весеннее;
Ветер – какой? – весенний; небо, туча, дождь, лес, аллея, погода, пальто, утро, парк, лес.
Игра «Скажи наоборот».
1. Весна ранняя - …
2. Свет тусклый - …
3. Земля сухая - …
4. Потолок - …
5. Дом высокий - …
6. Человек толстый - …
7. Культурный - …
8. Сладкий - …
9. Грубый - …
10. Широкий - …
11. Черный - …
12. Глубокий - …
Родственные слова к слову – лес. Назовите слово «лес» ласково – лесок, лесочек. Кто ухаживает за лесом – лесник, лесничий. Кто выращивает лес – лесовод. Как называют ягоды в лесу – лесные. Какие одним словом слова – родственные.
Чтение рассказа Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Деление рассказа на части.
I. Девочки Оля и Лиза идут в лес.
II. Обед в лесу.
III. Девочки собираются домой, а соловушка поет.
IV. Поступок плохой и хороший.
Пересказ с опорой по картинкам. Итог. Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье.
Игра «В лесу – эхо».
Листья падают – листопад; звезды падают – звездопад; вода падает – водопад; камни падают – камнепад; снег падает – снегопад.
Есть в нашей речи интересные слова, они пишутся одинаково и говорятся одинаково, но имеют разное значение (коса, лук, рак).
Где стоит звук? (нуф, наф, ниф. Мак, рак)
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Звук заблудился».
3. Заключительная часть. Итог занятия.