Анастасия Анатольевна Кобякова
Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах. По мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое логопедическое занятие по
«Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах.
По мотивам сказки Г. -Х. Андерсена «Дюймовочка»
Учитель-логопед : Кобякова А. А.
Публикация «Открытое логопедическое занятие „Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах, По мотивам сказки Г, Х, Андерсена „Дюймовочка“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
Задачи: автоматизировать и дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах и сло-вах; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику; фонематический слух, фонематичес-кое и зрительное восприятие, память, воображение, учить определять место звука в слове, формировать грамматический строй речи: согласовывать при-лагательное с существительным, в соответствии с родом имени существи-тельного, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: волшебная палочка, картонный цветок, маленькая кукла (Дюймовочка, игрушки: лягушка, мышка, картонная ласточка; разрезная картинка «Жук»; дидактические игры «Большой—маленький», игра «Загадочные картинки», «Живое—неживое», картинки с изображением: машины, шарфа, волшебника, ежа, шапки, жука, жирафа, лошади, кошки, медвежонка, кружка, шуба.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
--Ребята, я знаю, что вы любите сказки. И я приглашаю вас в очень интересную сказку Г. -Х. Андерсена. Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой «раз-два-три» и.
2. Основная часть.
--Сказка начинается. В одной волшебной стране распустился необыкновен-ный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали… (Дюймовочка). Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату пробралась большущая старая жаба, мокрая и безобразная. С подоконника она прыгнула на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка. Что с ней приключилось дальше? (Логопед достает жабу). Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её делать зарядку для язычка, чтобы жаба могла лучше ловить комаров.
А) АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Язычок знаком нам, дети, (Широко открыть рот)
Мы его улыбкой встретим. Он окно не закрывает,
(Широко улыбнуться, Кверху кончик поднимает,
Растянуть губы) (Кончик языка тянется к носу)
Это язычок пришел. Он окно не закрывает,
(Высунуть язык) Книзу кончик опускает.
Вправо он сейчас пошел. (К подбородку)
(Тянуться кончиком языка вправо) Ротик свой не закрывает,
Все, что нужно, увидал Индюка он приглашает.
И налево зашагал. («Индюк»)
(Тянуться кончиком языка влево) Поиграл наш язычок,
Погулял совсем немножко, Лег поспать он — и молчок.
Широко открыл окошко. (Закрыть рот)
--Жаба отпустила девочку. Отправилась Дюймовочка дальше.
Б) РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОГАХ
-- В это время мимо ей навстречу летело какое-то насекомое и по дороге оно рассыпалось. Соберите его и мы узнаем с вами кто это. (Дети собирают жука). -- Да, Дюймовочка встретила жука. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Давайте назовем части тела жука.
( Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок).
--Если жук умеет летать, значит, это, какое насекомое? (Летающее). Послушаем, как поют жуки, и повторим, сначала все вместе:
ша—жи—жа жу—жо—жи жи – ши – ша
жу—ши—жи ша—жа—ша жи – жу - жа
а теперь по одному:
жу—ши—жи жи—жо—жа ша—жи—жа
--Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда. Я буду называть большую посуду, а вы — маленькую для девочки.
чашка — чашечка кружка — кружечка ковш — ковшичек
ложка — ложечка нож — ножичек
--Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас размяться.
В) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Имитация движений с речью
На лужайке, на ромашке На большой ромашке.
Жук летал в цветной рубашке. Не хочу держать в руках—
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Пусть лежит в кармашке.
Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук
Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.
Низко-низко наклоняюсь. Улетел зеленый жук,
Я нашла себе жука Улетел на крыльях.
Г) АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ.
Дидактическая игра «Загадочные картинки».
--Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки, но прошел дождь и смыл часть этих рисунков. Догадайтесь, что она нарисовала? Какой шипящий звук есть в слове? Определите место звука в слове. Картинки: машина, чебурашка, шапка, ежик, жук.
-- Дюймовочке пора отправляться дальше и по пути она встретила вы узнаете, отгадав загадки:
Пшенная каша—в ложке, На плошке железная крышка.
Ложка—в широкой плошке, На крышке—голодная…
(мышка).
--Правильно, Дюймовочка встретила мышку. (Логопед показывает мышку).
И еще одна загадка:
Угадайте, что за птичка: Беленькая с живота,
Темненькая невеличка, Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
Дидактическая игра «Живое — неживое».
--Мышка и ласточка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: живое или неживое. Они совсем запутались. Давайте поможем им, распределим картинки в нужные кармашки. Определим место шипящих звуков в словах. (Дети выполняют задание).
3. Заключительная часть.
--Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка? Дети перечисляют: жабу, жука, мышку и ласточку.
--В каких из этих слов есть звук Ш. Определите место звука в слове? А в каких словах есть звук Ж? Определите место звука в слове. А в слове ласточка есть шипящие звуки? (Нет).
--Ласточке пора улетать в жаркие страны. Дюймовочка забирается ей на спину и они улетают. Нам тоже пора. Возвращаемся из волшебной страны с помощью волшебной палочки: «раз—два—три».