Приложение МААМ

Логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Татьяна В.
Логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Цели:

• уточнить артикуляцию звуков [р], [л];

• закреплять правильное произношение звуков [р], [л];

• учить различать эти звуки на слух;

• развивать фонематический слух;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Логопедическое занятие на тему „Дифференциация звуков [Р]-[Л]“» размещена в разделах

– создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении; активизации прилагательного словаря.

Коррекционно-развивающие:

– создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, воображения, логического мышления;

– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ);

– развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;

– совершенствовать грамматический строй речи;

Коррекционно-воспитательные:

– создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

– формировать положительную учебную мотивацию;

– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.

Ход занятия.

I. Орг. Момент:

1. У нас в гостях котенок Рыжик и щенок Лайка. Как ты думаешь, почему их так зовут?

– Зверята пришли к нам в гости потому, что очень хотят знать всё про звуки, с которых начинаются их имена. Давайте им расскажем. Но перед этим, чтобы правильно и четко произнести все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

- Смотрим перед собой в зеркало. Выполняем упражнения. Для звука [Л] - «Улыбочка», «Маляр», «Качели», «Футбол». Для звука [Р] - «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка», «Барабан». (Картинное сопровождение).

II. Основная часть:

Уточнение артикуляционных укладов дифференцируемых звуков [Л-Р]:

Звук Р:

Губы открыты. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу. Воздушная струя проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать. Мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

Звук Л:

Губы открыты. Зубы разомкнуты. Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена. Корень языка отодвинут назад, поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык в форме седла. Мягкое нёбо поднято (Л — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты (Л — звонкий звук)

Анализ отличий в артикуляционных укладах дифференцируемых звуков.

Чем они отличаются? (Форма языка, положение кончика языка)

Упражнения на дифференциацию звуков [Л-Р]:

Работа на уровне звука.

Чередование звуков Р–Л в игровых моментах: можно изображать качели, которые качаются в одну сторону со звуком [Р], в другую сторону со звуком [Л]. Можно изображать взрослого тигра и маленького тигренка: взрослый тигр рычит р-р-р, тигренок «лычит» л-л-л, и т. п.

Работа на уровне слога.

Для следующего упражнения нужно подготовить круги двух цветов с написанными на кругах каждой цветовой группы гласными буквами – А, О, У, Э, Ы (для произношения твердых согласных звуков). Гласные буквы на кругах можно заменить артикуляционным образом гласных звуков (смайликами).

На полу разложить кружочки так, чтобы ребенок мог прошагать сначала по кружочкам одного цвета, а затем перешел на круги другого цвета. Заранее с ребенком обговаривается кружки какого цвета будут обозначать шипящие и свистящие. Например: синие – это звук [Р], а красные – это [Л]. При движении в одну сторону проговариваются открытые слоги, а на обратном пути – закрытые. Ребенок, наступая на синий кружок с буквой «А», произносит – «РА». Если звуки были произнесены правильно, то можно переступать на следующий кружок. Пройдя цепочку из синих кругов, переходим к цепочке из красных кругов. Затем задание меняем, и круги расстилаем на полу в хаотичном порядке, либо выкладываем в цепочку в разнообразном порядке.

Круги можно заменить на маленькие кружочки для «шагания» пальчиками.

Работа на уровне слова.

1. Рома и Лана собирают вещи. В корзину Ланы складываем предметы, в названии которых есть звук Л, в корзину Ромы складываем предметы со звуком Р.

Для данного задания необходимо подготовить карточки с изображениями разных предметов, в названии которых есть звуки Р и Л (рубашка, шорты, платок, кукла, пирамидка, ложка, лампочка, карандаши и т. п.)

2. Игра «Доскажи словечко».

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мерзли….(лапки).

Нам темно, Мы просим маму нам включить по ярче (лампу).

Жарким летом по горам в шубе бегает …. (Баран)

Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось ….(мыло).

Есть в реке работники не столяры, не плотники,

А выстроят плотину – Хоть пиши картину. (бобры)

Помогает деду внук – Собирает с грядок … (лук).

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке … (лапу).

Научись держать в порядке свои книжки и (тетрадки).

Вот так чудо- огород, мы стоим, разинув (рот).

Не галстук он, не воротник, он шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода (шарф)

Тихо-тихо снег идет, белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед во дворе … (лопатой).

«Как бы мне пошла корона», важно каркает … (ворона)

3. Упражнение «Закончи слово»:

Зрительная опора на карточки с изображением предметов.

Ме (лок) Шну (рок)

Пи (рог) Аку (ла)

Бу (лочка) Ку (рочка)

Фу (ражка) Пи (лотка)

Работа на развитие фонематического слуха.

Для следующего упражнения необходимы бумага и карандаш (или доска и маркер). Педагог произносит слова, словосочетания, насыщенные дифференцируемыми звуками, а ребенок записывает на схеме слова услышанные звуки буквами или условными обозначениями: звук [Р] –, а звук [Л] – .

Жираф Полка Рулон

Перловка, ларчик, коловорот, проволока, взрослый т. п.

Робкий Лука, ловкий кролик, холодная пурга, рыщет волк и т. п.

Работа на уровне словосочетания (прилагательный словарь).

Наши друзья любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.

- Лось какой? - Лось добрый, лось огромный, и т. д.

- Рысь какая?

- Волк какой?

- Корова какая?

Работа на уровне предложения.

Подобрать картинки с предметами, названия которых похожи по звучанию.

- Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи раму, ламу, рожки, ложки, где рак, а где лак, где розы, а где лозы, гроза, глаза.

- Вставь в предложения нужные слова. Не забывай правильно произносить звуки [р] и [ш].

Виноградная (лоза, роза). В букете (роза, лоза)

В зоопарке (лама, рама, а у окошка (лама, рама)

В пруду живет усатый (рак, лак, на ногтях сверкает (рак, лак).

В поле колосится (рожь, ложь, никто не любит (ложь, рожь).

Вечером будет (гроза, глаза, мы глядим во все (глаза, гроза)

III. Итог занятия

- С какими звуками мы сегодня играли? [Р] и [Л].

- Найди на себе 3 предмета одежды или части тела, в которых есть звук [Л] и 3 предмета одежды или обуви, части тела, в которых есть звук [Р].

Публикации по теме:

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Дифференциация звуков [З] и [Ж]» Тема: Дифференциация звуков З-Ж Цель: закреплять правильное произношение звуков [з], [ж] изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №1» Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №1» Цели: -дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №2» Цели: -дифференцировать звуки В-Ф в слогах, в словах. -Развивать речевое дыхание. -Развивать речевой слух. -Развивать устную речь, обогащать.

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема :Дифференциация звуков :л-р, ль-рь, ль-рь.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж» ТЕМА: Дифференциация звуков Ш – Ж. ЗАДАЧИ: - учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях;.

Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Логопедическое занятие «Вернем весне память» Цель: продолжать формировать правильное произношение звуков с, ш, автоматизировать их. Продолжать.

Подгрупповое логопедическое занятие Тема: Подводный мир. Дифференциация звуков [Р]-[Л ]в словах и предложениях Цель :Расширять и обобщать представления детей об обитателях подводного мира, закреплять звукопроизношение звуков Р]-[Л ]в словах и предложениях,.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [р]-[л]» Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Р-Л» Цель: Коррекционно-образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 23:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна В. (УИ 546177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД