Татьяна В.
Логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Цели:
• уточнить артикуляцию звуков [р], [л];
• закреплять правильное произношение звуков [р], [л];
• учить различать эти звуки на слух;
• развивать фонематический слух;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Логопедическое занятие на тему „Дифференциация звуков [Р]-[Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
– создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении; активизации прилагательного словаря.
Коррекционно-развивающие:
– создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, воображения, логического мышления;
– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ);
– развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;
– совершенствовать грамматический строй речи;
Коррекционно-воспитательные:
– создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
– формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Ход занятия.
I. Орг. Момент:
1. У нас в гостях котенок Рыжик и щенок Лайка. Как ты думаешь, почему их так зовут?
– Зверята пришли к нам в гости потому, что очень хотят знать всё про звуки, с которых начинаются их имена. Давайте им расскажем. Но перед этим, чтобы правильно и четко произнести все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
- Смотрим перед собой в зеркало. Выполняем упражнения. Для звука [Л] - «Улыбочка», «Маляр», «Качели», «Футбол». Для звука [Р] - «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка», «Барабан». (Картинное сопровождение).
II. Основная часть:
Уточнение артикуляционных укладов дифференцируемых звуков [Л-Р]:
Звук Р:
Губы открыты. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу. Воздушная струя проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать. Мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).
Звук Л:
Губы открыты. Зубы разомкнуты. Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена. Корень языка отодвинут назад, поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык в форме седла. Мягкое нёбо поднято (Л — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты (Л — звонкий звук)
Анализ отличий в артикуляционных укладах дифференцируемых звуков.
Чем они отличаются? (Форма языка, положение кончика языка)
Упражнения на дифференциацию звуков [Л-Р]:
Работа на уровне звука.
Чередование звуков Р–Л в игровых моментах: можно изображать качели, которые качаются в одну сторону со звуком [Р], в другую сторону со звуком [Л]. Можно изображать взрослого тигра и маленького тигренка: взрослый тигр рычит р-р-р, тигренок «лычит» л-л-л, и т. п.
Работа на уровне слога.
Для следующего упражнения нужно подготовить круги двух цветов с написанными на кругах каждой цветовой группы гласными буквами – А, О, У, Э, Ы (для произношения твердых согласных звуков). Гласные буквы на кругах можно заменить артикуляционным образом гласных звуков (смайликами).
На полу разложить кружочки так, чтобы ребенок мог прошагать сначала по кружочкам одного цвета, а затем перешел на круги другого цвета. Заранее с ребенком обговаривается кружки какого цвета будут обозначать шипящие и свистящие. Например: синие – это звук [Р], а красные – это [Л]. При движении в одну сторону проговариваются открытые слоги, а на обратном пути – закрытые. Ребенок, наступая на синий кружок с буквой «А», произносит – «РА». Если звуки были произнесены правильно, то можно переступать на следующий кружок. Пройдя цепочку из синих кругов, переходим к цепочке из красных кругов. Затем задание меняем, и круги расстилаем на полу в хаотичном порядке, либо выкладываем в цепочку в разнообразном порядке.
Круги можно заменить на маленькие кружочки для «шагания» пальчиками.
Работа на уровне слова.
1. Рома и Лана собирают вещи. В корзину Ланы складываем предметы, в названии которых есть звук Л, в корзину Ромы складываем предметы со звуком Р.
Для данного задания необходимо подготовить карточки с изображениями разных предметов, в названии которых есть звуки Р и Л (рубашка, шорты, платок, кукла, пирамидка, ложка, лампочка, карандаши и т. п.)
2. Игра «Доскажи словечко».
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мерзли….(лапки).
Нам темно, Мы просим маму нам включить по ярче (лампу).
Жарким летом по горам в шубе бегает …. (Баран)
Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось ….(мыло).
Есть в реке работники не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – Хоть пиши картину. (бобры)
Помогает деду внук – Собирает с грядок … (лук).
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке … (лапу).
Научись держать в порядке свои книжки и (тетрадки).
Вот так чудо- огород, мы стоим, разинув (рот).
Не галстук он, не воротник, он шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода (шарф)
Тихо-тихо снег идет, белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед во дворе … (лопатой).
«Как бы мне пошла корона», важно каркает … (ворона)
3. Упражнение «Закончи слово»:
Зрительная опора на карточки с изображением предметов.
Ме (лок) Шну (рок)
Пи (рог) Аку (ла)
Бу (лочка) Ку (рочка)
Фу (ражка) Пи (лотка)
Работа на развитие фонематического слуха.
Для следующего упражнения необходимы бумага и карандаш (или доска и маркер). Педагог произносит слова, словосочетания, насыщенные дифференцируемыми звуками, а ребенок записывает на схеме слова услышанные звуки буквами или условными обозначениями: звук [Р] –, а звук [Л] – .
Жираф Полка Рулон
Перловка, ларчик, коловорот, проволока, взрослый т. п.
Робкий Лука, ловкий кролик, холодная пурга, рыщет волк и т. п.
Работа на уровне словосочетания (прилагательный словарь).
Наши друзья любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Лось какой? - Лось добрый, лось огромный, и т. д.
- Рысь какая?
- Волк какой?
- Корова какая?
Работа на уровне предложения.
Подобрать картинки с предметами, названия которых похожи по звучанию.
- Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи раму, ламу, рожки, ложки, где рак, а где лак, где розы, а где лозы, гроза, глаза.
- Вставь в предложения нужные слова. Не забывай правильно произносить звуки [р] и [ш].
Виноградная (лоза, роза). В букете (роза, лоза)
В зоопарке (лама, рама, а у окошка (лама, рама)
В пруду живет усатый (рак, лак, на ногтях сверкает (рак, лак).
В поле колосится (рожь, ложь, никто не любит (ложь, рожь).
Вечером будет (гроза, глаза, мы глядим во все (глаза, гроза)
III. Итог занятия
- С какими звуками мы сегодня играли? [Р] и [Л].
- Найди на себе 3 предмета одежды или части тела, в которых есть звук [Л] и 3 предмета одежды или обуви, части тела, в которых есть звук [Р].