МААМ-картинки

Открытое мероприятие в старшей группе по развитию родной речи посредством ознакомления с устным народным творчеством

Сацита Гедиева
Открытое мероприятие в старшей группе по развитию родной речи посредством ознакомления с устным народным творчеством

Тема: «Сокол - птица гор». «Леча – ламанан олхазар»

Цель: познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества чеченцев.

Задачи:

Обучающие:

-формирование и обогащение знаний детей об устном народном творчестве.

Развивающие

Публикация «Открытое мероприятие в старшей группе по развитию родной речи посредством ознакомления с устным народным творчеством» размещена в разделах

- развитие речи детей как средство общения, развитие памяти, обогащение словаря.

Воспитательные

- воспитание интереса к устному народному творчеству, к народной мелодии, любви к природе родного края.

Материал и оборудование: макет родника, картонный козлик и полотно поляны с цветами, канат для игры, кувшины для танца у родника, записи чеченской народной музыки, шума птиц.

Предварительная работа: чтение чеченских народных сказок и произведений малого фольклора, изготовление сокола из картона, организация подвижных народных игр, заучивание потешек, стихотворений, танцевальных движений, прослушивание народных мелодий.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель:

У нас сегодня день чудес

У нас радость до небес

К нам гости пришли

Дорогие пришли.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости и мы всегда рады гостям. Давайте на родном языке поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Марша дог1ийла шу!

Воспитатель: Проходите ребята, присаживайтесь. Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством. Как мы уже знаем устное народное творчество — это песенки, потешки, прибаутки, танцы, народные игры, былины, сказания. Сегодня мы побываем в горах, где густые леса, много родников, животных и птиц. Давайте подойдем к нашему родничку, он такой холодный, даже в летний зной, он напоит своей холодной родниковой усталого путника. Дети, а как мы скажем на чеченском языке родник?

Дети: Шовда.

Воспитатель: Правильно ребята, родник это на чеченском шовда. Посмотрите, вот рядом с родником стоит горшочек, а вот ковшик, они сделаны из глины. Эта специальная глина из которого гончарные мастера делали разную посуду, горшочки, ковшики и многое другое. Добывали эту глину в горном селении Ножай-юрт. Путники пили с этого глиняного ковшика холодную родниковую воду. Ребята, скажите слова горшочек, ковшик, глина на чеченском языке.

Анзор скажи нам на родном языке слово горшочек? Кхаба.

Милана а ты скажи ковшик? Чами.

Раяна нам скажет как на чеченском глина? Поппар.

Правильно, молодцы ребята!

А сейчас мы споем у нашего родника песню и станцуем.

Играет гармошка: Песня о Родине (Хьоме даймохк)

Танец: «У Родника» (Шовдан йистехь) (дети поют песню и танцуют)

Воспитатель: Хорошо вы спели и станцевали, теперь послушайте, как поют птицы в горах, рано утром, на рассвете, как много разных звуков. /звукозапись шум птиц/

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с ними (все дети читают стихотворение)

Маршалла ду хьоьга стиглара дашо малх!

Маршалла ду хьоьга ламанан леча

Сирла хиш, шовданаш, дай баьхна латта

Даймохк хьо даима нур хили лепа!

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас я на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключений нам ребята, не найти

Раз, два, три повернись, на поляне окажись

Дети проходят на поляну

Воспитатель: Посмотрите, мы оказались на лесной поляне, какая красота вокруг. Дети, а вы знаете, что высоко в горах живут дикие козы, их в старину наши деды прозвали турами, но на нашей поляне пасется маленький козлик, на чеченском его называют газа. Давайте подойдем к нему и поиграем с ним.

Игра. Волк и козлята

На полу лежат три обруча. В центре зала стоит стульчик, на котором сидит мальчик в маске волка. Дети вместе с воспитателем подходят к волку со словами.

Газа гуьзалг, месал ю

Газа гуьзалг, хьо хаза ю

Сийначу бай т1ехь ежаш ю

Шийла шовда муьйлуш ю

Газа гуьзалг, борз хьаяли

Сихха шовда мали яла

(После этих слов, волк встает и бежит за козлятами, козлята должны встать в обручи-домики. Кого поймал волк, тот надевает маску и становиться волком (играют два- три раза)

Воспитатель: Ребята, а что за птица сидит на дереве на самой макушке, которая растет возле нашей поляне.

Дети: Эта птица сокол!

Воспитатель: Правильно дети, эту птицу зовут сокол, она символ наших гор, если мы подойдем поближе, что сделает сокол?

Дети: Она улетит

Воспитатель: Да, конечно, она улетит. Она птица гордая, смелая. Давайте рассмотрим ее.

Дети рассматривают:

Воспитатель: Какая у сокола голова?

Дети: Маленькая

Воспитатель: Да, маленькая, а клюв большой.

А какие крылья?

Дети: Крылья большие.

Воспитатель: Да, большие, размах крыльев сокола два метра, глаза маленькие, видят издалека, и лапы у сокола большие с острыми когтями. А как на чеченском называют сокола?

Дети: Леча

Воспитатель: А кто же из вас на родном языке расскажет стих про соколе?

Мансур:

Ламанан лечано, т1емаш даржийна,

Гуш лаьмнийн баххьаш т1е диллина ло

Мархаш к1ел хьийзаш цо, сирла б1аьрг тухуш,

Турпалчу т1емашца хедадо х1о.

Воспитатель: У чеченцев есть такая поговорка: «Джигит кружит в танце как сокол», наши мальчики тоже умеют танцевать как соколята.

Танец Джигитов

Воспитатель: Ух какие молодцы, вы как соколы кружились в танце и хорошо усвоили свои традиции танца.

Стук в дверь: Появляется сокол

Сокол: Здравствуйте дорогие дети! Я смотрел за вами с высока, все видел. Какие вы молодцы, такое стихотворение рассказали про меня, а как танцевали и пели. Вы очень порадовали меня.

Воспитатель: Наши ребята приготовили тебе подарок (дарит соколят которые приготовили ребята)

Сокол: Какие красивые соколята получились у вас ребята, они очень похожи на моих деток. Спасибо вам большое ребята! Но мне пора лететь. До свидания!

Дети на родном языке прощаются: !а дика йойла! (До свидания)

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданиями. Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего? Каждый из вас, расскажите дома, какое красивое занятие было у вас сегодня. Но для начала попрощайтесь с нашими гостями.

Дети машут руками и уходят.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература. Цель: закрепить знания детей о русских.

Интегрированное (открытое) занятия по развитию речи в младшей группе «Как Колобок путешествовал» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Образовательные области: «Речевое.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной» Цель: расширение представлений детей об окружающем мире (знание своей деревни, улицы, дома, где живешь, своих соседей, друзей) Задачи:.

Открытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группеОткрытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группе Открытое занятие по развитию речи «Семьей» во 2 младшей группеВоспитатель: Бакулина Майя Владимировна. Группа: №2 МБДОУ «Детский сад №34».

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в чудесную страну» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств доброты и отзывчивости,.

Открытое занятие в младшей группе по развитию речи «Кошка Мурка»Открытое занятие в младшей группе по развитию речи «Кошка Мурка» Цель: развитие речи младших дошкольников средствами ознакомления с окружающим. Задачи: 1. Уточнить, закрепить и расширить представление.

Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. Раздел «Адаптация» СЕНТЯБРЬ 1. Чтение.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Занятие на основе знакомства с устным народным творчеством «Как у котика — кота» во второй младшей группеЗанятие на основе знакомства с устным народным творчеством «Как у котика — кота» во второй младшей группе по развитию художественно-эстетического вкуса Тема: «Как у котика – кота» вторая младшая группа Программное содержание. Продолжить знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое мероприятие в старшей группе по развитию родной речи посредством ознакомления с устным народным творчеством
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 13:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД