Получи документы

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы по теме «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»

Сивохина Татьяна Ивановна
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы по теме «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»

Образовательные области / и их интеграция : речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Цель: формировать умения у детей пересказывать художественное произведение с опорой на пространственную модель и через театрализованную деятельность.

Задачи

Образовательные: формировать у детей представления о сказке,

Помочь детям понять тему, содержание и замысел сказки;

Публикация «Открытое занятие по развитию речи для старшей группы по теме „Пересказ русской народной сказки „Лиса и козёл“» размещена в разделах

Познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);

формировать умения, выделять ядерный смысл каждой части;

Закрепить в речи детей слова-определения: хитрая, умная, глупый, изворотливая, лживая, недогадливый, доверчивый.

ввести в активный словарь детей сложные прилагательные: длиннохвостая, пушистохвостая, быстроногая, белогрудая, остроносая, остроглазая.

Формировать у детей значение устаревших слов в сказке.

Развивающие : Развитие у детей умения определять мотивированную оценку персонажам и их взаимоотношениям;

Развивать пантомимические навыки.

Выделять условные заместители для обозначения персонажей сказки;

Развивать коммуникативно – творческие способности детей через театрализованную деятельность.

Развивать умения пересказывать текст с опорой на пространственную модель

Развивать у детей умения использовать восклицательную, вопросительную интонацию;

Развивать память, словарный запас, грамматический строй речи, мышление.

Воспитательные: Воспитывать инициативность, самостоятельность, отзывчивость; вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение; прививать любовь к русским народным сказкам, учить понимать их мудрость и доброту.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, ответы на вопросы по сюжетам художественных произведений; отгадывание загадок, объяснение образных выражений и пословиц; определение на слух и исправление логически нарушенных фраз; работа с мнемотаблицами на материале стихов, загадок, сказок; отработка и закрепление тем: «Простые предлоги», «Сложные предлоги», «Слова-антонимы», «Слова-синонимы» на разном лексическом материале; подготовка листов формата А4 для мнемотаблицы.

Оборудование: мольберт, планшет с условными обозначениями, интерактивная доска с иллюстрациями, маски персонажей сказки, обруч, звукозапись, колокольчик, смайлики, сундук, 5 клубков с цифрами заданиями, лист бумаги с надписью: открыть 3 мая, текст сказки «Лиса и козёл», жетоны, мешочек,записка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята сегодня с утра в нашей группе я увидела вот этот сундук. На нем написано: «Открыть 3 мая».

- Ребята, а какой наступил месяц и какое сегодня число?

- Ребята, нам пора открыть сундук?

- Тогда я вас приглашаю присесть на стулья, и мы узнаем что там

(Открывая сундук из него доносится аудио - голос)

- Здравствуйте ребята я «Ловец сказок» этот сундук до сих пор ходит по разным странам и собирает сказки народов мира. Вот, наконец - то, он дошел и до Вас.

Воспитатель: Ребята, так что нам надо сделать? Что от нас хочет «Ловец сказок»(ответ детей рассказать сказку)

Воспитатель: А вы знаете,что такое сказка?

- А кто сочиняет сказки и рассказы?

Воспитатель: Ой ребята,смотрите здесь ещё записка (читаю детям) «Чтобы наполнить сундук сказкой, надо рассказать её «Ловцу сказок», когда «сундук» наполнится, вы услышите звон колокольчика».

Воспитатель: Ребята, это ещё не всё, посмотрите что это? (дети шерстяные клубочки с цифрами) сколько их по количеству (дети называют 5) это ребята клубочки с заданиями, давайте их выполним, и узнаем какой же сказкой «Ловец сказок», хочет наполнить сундук.

Первый клубок цифра 1. ( Задание: Вопрос-ответ) готовы ребята, слушайте внимательно вопрос?

Воспитатель: Какие Вы знаете сказки про животных?

кто из зверей самый хитрый? Верно, это лиса.

А как можно сказать про лису, если у нее длинный хвост? Значит - лиса - какая? Длиннохвостая.

пушистый хвост - пушистохвостая

быстрые ноги – быстроногая

белая грудка - белогрудая

острый нос – остроносая

острый глаз - остроглазая

- Как вы понимаете, что значит остроглазая? (У лисы хорошее зрение).

Второй клубок цифра 2.( Задание : Кто лишний)

(Показ картинок на интерактивной доске, дети выполняют задание и объясняют почему они так решили).

Воспитатель: Название сказки вы отгадаете, если найдете из предложенных вам картинок «лишние» :

1. Собака, корова, лиса, кошка;

2. Волк, медведь, козел, заяц.

- Повторите «лишние» слова. (Лиса. Козёл.)

- Догадались, как называется сказка (Дети лиса и козёл) Правильно, русская народная сказка «Лиса и козёл».

- Сейчас я Вам прочитаю эту сказку, а вы внимательно прослушаете и рассмотрите на экране к ней иллюстрации.

(Чтение сказки воспитателя сопровождается показом иллюстраций к сказке на интерактивной доске).

- Как называется сказка?

- Какой показана лиса в этой сказке? (Хитрая, лживая, изворотливая, умная)

- А какой козёл по характеру? (глупый, недогадливый, доверчивый,

ведомый, нет своего мнения, простодушный, не обдумывает свои действия, поступки)

- Молодцы ребята, правильно описали характер героев сказки.

Ребята, для того чтобы нам рассказать сказку, нужно знать, что происходило в её начале, середине и конце. Давайте вспомним, с чего началась сказка? «Бежала лиса, на ворон зазевалась - и упала в колодец».

- А что такое колодец? (Узкая, глубокая яма, откуда черпают воду).

- Ребята, объясните, как вы понимаете эти выражения из сказки?

- «на ворон зазевалась» - загляделась на ворон

- «лиса горюет» - грустит, печалится

- «коли хочешь» - если захочешь

- «вон из колодца» - выйти, выпрыгнуть из колодца

- «насилу отыскали» - с трудом

- Молодцы! Вы правильно объяснили все слова.

- Каким голосом говорила лиса, когда нахваливала прохладную водицу? (ласковым, нежным, мягким)

- Вспомните слова лисы, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково.

«Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась»

- А каким голосом она стала говорить с козлом, когда он прыгнул в колодец? (Сердитым, недовольным).

- Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердится.

«Эй, бородатый дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал».

Молодцы! Смогли показать характер лисы.

Как лиса выбралась из колодца?

А что потом случилось с козлом?

«Чуть было не пропал козел с голоду в колодце, насилу-то его отыскал хозяин и за рога вытащил»

(выключить доску)

Воспитатель: Ребята, а на клубочке под цифрой 3 нам предлагают поиграть. ( Задание: изобрази героя сказки.)

Физминутка

Чистоговорка совмещённая с пантомимой - сначала дети повторяют фразу чистоговорки, затем показывают мимикой и жестами то, что просит воспитатель

АЛА – АЛА– АЛА

Лиса по лесу бежала….

(показать, как бежала Лиса)

УХ-УХ-УХ

Вдруг Лиса в колодец «Бух»

( Пантомима: Лиса огорчилась и «горюет»)

ДИЛ– ДИЛ– ДИЛ

Мимо козлик проходил.

(Показать как идёт (скачет) козёл, «бородищей трясет, рожищами мотает»)

УЛ – УЛ - УЛ

Он в колодец заглянул.

(Показать рога, наклоны)

ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ

Очень козлик хочет пить.

(кивают головой)

СА– СА – СА

Это поняла лиса.

(потирают руки)

ИЛА – ИЛА – ИЛА

Козла в колодец заманила.

(качают головой)

СА– СА – СА

Так спасла себя лиса.

(хлопки ладонями по коленям, затем попеременно «ладонь-кулак»)

(Дети присаживаются)

(у мольберта)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, сказка исчезла и все картинки к сказке тоже куда-то пропали. Задание 4. (Обозначь героя сказки геометрической фигурой и расскажи её)

Но у нас в 4 задании вот что? Что это? ( Дети называют: круг, треугольник, прямоугольник- геометрические фигуры).

- С их помощью мы сможем рассказать сказку. Предлагаю обозначить эти фигуры персонажами (героями) сказки.

(Воспитатель предлагает детям планшет, разделённый на четыре части на каждой из них схематично изображена яма,

дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки).

- Какой из этих фигур мы обозначим лису? (оранжевым кругом).

- Почему вы так решили? (если дети затрудняются с ответом, тогда спрошу про цвет: - Какого цвета лиса)

Как вы думаете, кого обозначает треугольник? (козла)

- Как вы догадались? (Если дети не ответят, тогда задам вспомогательный вопрос : Какого цвета козёл)

- На какую фигуру похожа его голова? Хорошо. Молодцы!

- Хозяин на какую фигуру похож? ( дети: прямоугольник)

Воспитатель: Послушайте сказку еще раз, потом вы будете ее рассказывать. Слушаем внимательно и запоминаем.

Пересказывание сказки воспитателем.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю рассказать Вам сказку по цепочке, кто расскажет начало сказки (далее дети по очереди дополняют части сказки.)

Обращаюсь: Будьте внимательны, рассказывайте по порядку и передайте голосом характер героев.

(рассказывание сказки с опорой на предметы-заместители)

Клубок с цифрой 5. ( задание: поиграй в театр по сказке)

Воспитатель: Ребята, а в театре роли распределяет кто (дети режиссёр)

Тогда я режиссёр, предлагаю вам на ощупь достать из мешочка картинку персонажа, роль которого вы будите играть.

(дети распределяют роли по жребию и пересказывают сказку по ролям)

лиса, козёл, ребёнок рассказчик, хозяин, две вороны).

Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо рассказали и показали сказку.

Присаживайтесь на свои места.

Слышится звон колокольчика.

Воспитатель: Ребята вы слышали, что это за звук? Что он означает?

( дети : что мы наполнили сундук сказкой)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями.

-Ребята,как вы думаете, кто из вас наиболее точно передал характер лисы? (ответы детей)

- Давайте пофантазируем, как могла бы закончиться сказка, если бы козел не поддался на обман лисы? (ответы детей)

- Ребята, у русского народа существует поговорка «Сказка - ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок». Как вы считаете, чему нас учит эта сказка? (ответы детей).

Воспитатель подводит итог: Да, ребята, нужно помнить, что в мире есть не очень хорошие люди, которые, подобно «лисичке» пытаются затащить доверчивых и глупых людей в различные «ловушки-колодцы». Эта сказка предостерегает нас от необдуманных поступков. Умный человек сначала подумает, а потом сделает. Ведь недаром говорят: «Прежде чем войти, подумай, как выйдешь!»

Воспитатель: Ребята если Вы справились со всеми заданиями. Вам все было легко понятно и интересно, то выберите зеленый смайлик, если вы испытывали трудности, но в целом справились и Вам было интересно, то желтый смайлик, а если Вы затруднялись ответить Вам было не интересно, то выберите красный смайлик.

Сюрпризный момент.

Ребята,а за то что мы помогли наполнить сундук сказкой ловец сказок, нам приготовил сладкий сюрприз, с кем мы можем с ним поделиться?

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Публикации по теме:

Инсценирование русской народной сказки в обработке «Снегурушка и лиса»Инсценирование русской народной сказки в обработке «Снегурушка и лиса» Подготовительная к школе группа. Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи: - раскрепощение.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа)Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕЦель: продолжать учить детей пересказывать сказку.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группыКонспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группы Цель: обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Образовательные: 1. приучать ребенка слушать, анализировать,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы»Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы» Задачи: учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить в процессе.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и рак» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и рак» для старшего дошкольного возраста Цель: Учить связно и последовательно составлять описательный рассказ по картине без помощи вопросов воспитателя. Задачи: - связная речь:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы по теме «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 20:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД