МААМ-картинки

Открытое занятие в практике дополнительного образования детей

Жанна Веселова
Открытое занятие в практике дополнительного образования детей

Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации.

Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение.

Публикация «Открытое занятие в практике дополнительного образования детей» размещена в разделах

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизированном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Очень часто дальнейшее успешное обучение детей какому-либо виду деятельности зависит от самого первого занятия. Если занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием. Поэтому нашей задачей, особенно на вводном занятии является помочь ребенку достичь положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность. При этом важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние ребенка, изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношение с окружающим.

Важно отметить и психологические особенности вводного занятия :

• преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);

• создание имиджа педагога дополнительного образования;

• определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;

• предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;

• создание атмосферы быстрого знакомства. Организационные особенности; использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты);

• быстрое включение детей в деятельность.

Составление плана-конспекта занятия - обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты: цели и задачи занятия; методы и приемы работы с детьми; задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы; структура занятия; список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы; ожидаемые трудности и способы их преодоления; проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. А. Каменским:

• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

• последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

• сознательности и активности;

• наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

• индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

• заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

• обеспечение отбираемой информации.

Учебное занятие-это :

-модель деятельности педагога и детского коллектива;

-ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

-время, в течении которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать вн6имание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке открытого учебного занятия?

Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть дидактические требования к современному занятию и тщательно подготовиться:

• поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую, создать мотивацию предстоящей деятельности;

отобрать соответствующие поставленным целям и психолого- педагогическим особенностям детского коллектива содержание обучения в соответствии с требованиями образовательной программы;

• реализовать на занятии все дидактические принципы обучения;

• использовать спектр педагогических и игро-технических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать занятию яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т. д.

• четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;

• создать благоприятный климат на занятии; пробудить активность каждого ребенка, добиться их включения в работу, заинтересовать.

• побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

• выявить степень удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.

В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий :

* комбинированные - изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;

*подача нового материала;

*повторение и усвоение пройденного - контрольные и проверочные работы, зачет, анализ полученных результатов;

*закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

* применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие-осмысление-запоминание-применение- обобщение- систематизация.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.

Этап мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

План открытого занятия – личное дело педагога.

Главное – чтобы оно отличалось целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ребенка.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет»Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет» Работая с детьми 4ех лет в рамках школы раннего развития, хочу поделиться с вами наиболее эффективными формами работы по патриотическому.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в практике дополнительного образования детей
Опубликовано: 16 марта 2021 в 10:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД