Лучший педагог года

Конспект открытого урока «Начало Московского Царства»

Екатерина Бозрикова
Конспект открытого урока «Начало Московского Царства»

Цель урока : знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.

Планируемые результаты:

-личностные: воспринимать новую информацию; расширять знания по заданной теме; активизировать внимание детей;

-предметные: характеризовать деятельность великого князя Ивана 3 и царя Ивана Грозного.

-метапредметные: отвечать на вопросы; умение пользоваться учебником.

Понятия: Земский собор, Судебник, казаки.

Оборудование:

Публикация «Конспект открытого урока „Начало Московского Царства“» размещена в разделах

ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация с видами соборов, башен и стен Кремля

Для обучающихся: учебник “Окружающий мир” 4 класс. Ч. 2. М. : Просвещение; рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Сегодня у нас присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

Чтобы начать нашу работу, соедините ладошки в парах, подарите друг другу уверенность! Улыбнитесь, чтобы класс наполнился светом и теплом! Сели правильно! Покажите, какое у вас сейчас настроение?

II. Актуализаия знаний. Проверка домашнего задания

- Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, нам надо вспомнить тему прошлого урока. - Итак, скажите тему прошлого урока (Москва -преемница Владимира)

-Верно, сейчас я вам буду задавать вопросы по прошлой теме, а от вас я жду полноценных, хороших ответов!

1. Фронтальный опрос

1. Что значит слово «междоусобица»? (внутренний раздор)

2. Какая беда шла на Русь с запада? (Шведские и немецкие рыцари)

3. Какая беда шла на Русь с востока? (Монгольская конница)

4. Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский? (На западе сражаться, а с Ордой вступить союз, добыть ярлык-разрешение на княжение)

5. Когда состоялась битва на Чудском озере? (1242 год)

6. Какую цель поставили перед собой московские князья Даниловичи? (Сделать великий княжеский стол в Москве)

7. Как прославился Иван Калита? Какой собор был построен в Кремле? (Великий строитель Москвы, Успенский собор)

8. Какое событие происходит в 1326 году? (Из Владимира в Москву перенесли резиденцию главы церкви митрополита Петра)

9. Какое событие происходит в 1380 году? (Куликовская Битва)

10. Что поняли народ и русские князья? Почему важна память о Куликовской битве? (Поняли, что для победы необходимо объединиться)

- Совершенно верно! Молодцы!

III. Самоопределение к деятельности

У вас на столе в файлах лежат кроссворды, вам нужно будет поработать в парах. Если вы решите кроссворд, то сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить. Кроссворд легкий, на работу дается две минуты. Начинайте.

Вопросы к кроссворду:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде.

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва?

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году?

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича?

- Проверяем.

Итак, ребята, посмотрите, теперь мы можем сказать, о каком князе сегодня пойдет речь. Прочитайте имя в выделенных строках. - Правильно, о деятельности этого князя сегодня вы узнаете много нового. - Иван III – это великий князь Московский и фактический создатель Московского государства. В период правления Ивана Васильевича большинство территорий (земель) вокруг Москвы объединились. Именно благодаря его активной политике Русское государство получило право самостоятельного приёма решений.

- Подумайте, какая же тема нашего урока? - Верно. Тема нашего урока «Начало Московского царства».

-Давайте поставим цели нашего урока :

- 1. Познакомиться с биографией Ивана III и Ивана IV.

2. Узнать об объединении русских земель.

3. Узнать о переменах в Московском царстве при Иване III и Иване IV

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Ребята, сейчас откройте учебники на странице 32. Посмотрите на изображение около темы. Что мы видим? - Совершенно верно! Это печать великого князя Ивана III.

Рассмотрите внимательно это изображение. Где вы его встречали?

- В чем сходство этой печати с гербом Российской Федерации?

- Вспомните, что же символизирует наш герб?

- О чем говорит появление такой печати у правителя?

- Совершенно верно! Двуглавый орел стал также и символом освобождения Руси от ордынского владычества. Как равная среди равных встала Русь в одном ряду с другими государствами Европы.

- Сейчас прочитайте статью на стр. 32-33 про себя. Будьте внимательны, после прочтения я вам задам вопросы. Приступайте к чтению.

- Проверяем. Ответы доказываем фразами из учебника.

1. Как изменилась жизнь на Руси?

2. Почему Орда потеряла своё былое могущество?

3. Кто такие казаки?

4. Почему татарский царевич перешел на службу к Московскому князю?Как пригодилось Руси такое соседство?

5. Какой князь положи конец ордынскому владычеству?

6. Как изменилось отношение к Московскому княжеству?

7. Почему князь Иван III заботился и о совершенствовании внешнего вида Москвы?

8. Как звали итальянского архитектора, построившего Успенский собор в Москве?

9. Почему женитьба князя на греческой царевне была важна для русского государства?

10. Какой титул взял себе князь Иван III?

- Молодцы!

3. Рассказ об Иване III.

Ребята, прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. Важным событием правления Ивана III было присоединение Новгорода к Московскому государству. Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими собирание Русских земель в одно целое. Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев. Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие – пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать – хорошо вооруженная конница, в походах ее поддерживала судовая рать – пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках. Летом 1480 года московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени правления Ивана III Русь тоже изменилась – все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей. Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тысяч человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин, и все попытки хана Ахмата перейти реку закончились неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Дело шло к зиме, и монголы решили поторопить события. Летопись рассказывает: «Татары начали стрелять наших… наши начали стрелять из луков и пищалей и многих татар побили…» Пришли морозы. Татары страдали от холода и голода, начали гибнуть кони. А у русского войска на родной земле был надежный тыл, запасы продовольствия и фуража (корм для коней). Князь Иван убедился, что монголы через Угру не пройдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, решив, что если берег отдает им Русь, то, значит, хочет с ними биться!» – записал летописец. Так ушли татары с Русской земли. Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо-татарского ига.

- Скажите, а кто продолжил укрепление русской государственности и стал первым русским царём (Внук Ивана III Иван IV)

4. Рассказ учителя об Иване 4.

В январе 1547 года в биографии Ивана Грозного прошла церемония венчания, в которой он принял царский титул. Правление Грозного на ранних этапах было легкомысленным, но в то же время жестоким. Тогда политика Ивана Грозного не упреждала самоволия бояр. Также к правлению Ивана Грозного относят собрание Земского собора, с помощью которого решались политические, административные, экономические вопросы. Кроме того, царь ввел несколько изменений во внутренний уклад страны. Так были проведены губная, военная, знаковая реформы Ивана Грозного. Он вместе с Боярской думой ввел новый сборник законов – Судебник. Также была проведена армейская реформа Грозного. Принятие «Уложения о службе» помогло сформировать новую структуру армии. Кроме того, за биографию Грозного военные отряды были хорошо вооружены. Внутренняя политика Ивана Грозного касательно армии базировалась на укреплении военной дисциплины, улучшении боеспособности. - Ребята, а как называлось место царя в соборе? (Царское место) - Отлично. Вы можете увидеть, как выглядело царское место, посмотрев в учебник, стр. 33.

5. Физминутка

5. Работа по учебнику

Выборочное чтение статьи на странице 34.

1. Какие задачи стояли перед молодым царем?

2. Как было организовано управление в Московском царстве?

3. Как Иван IV укреплял торговые связи? (С помощью безопасного пути по Волге на восток).

V. Закрепление изученного материала

А сейчас мы с вами закрепим наш изученный материал и сыграем в игру «да» или «нет».

Если вы согласны с утверждением, то показываем +, если нет то -

1. Монгольский хан Ахмат привел свои войска к реке Угра(+)

2. Около реки Дон происходила битва(+)

3. Сражение на Куликовом поле состоялось 8 сентября 1480 года. (-) (1380)

4. Главный храм на Руси Успенский собор (+)

5. Зависимость Руси от ордынцев закончилась в 1480 г. (+)

6. При князе Иван IV Русь полностью освободилась от Орды(-) Иван III

7. Судебник это свод законов и правил (+)

8. Земский собор это собрание разумных и верных людей от каждой земли (+)

9. Казаки это вольные люди (+)

10. Иван III взял титул у Византийской империи Автократор (+)

11. В 1380 году кончилось ордынское владычество над Русью (-) (1480 год, спустя 100 лет после Куликовской битвы)

12. Итальянскими мастерами-архитекторами были построены стены Московского кремля при Иване III (+)

13. Иван Грозный венчался на царство в 16 лет (+)

VI. Рефлексия

Дети показывают при помощи «Лайка» реакцию на карточки : «На уроке было интересно», «Урок был полезен», «Свою деятельность на уроке я оцениваю», «Мое настроение»

VII. Подведение итогов урока

1. Какой вклад внес князь Иван III в освобождение от ордынского владычества?

2. Для чего царю Ивану IV для управления страной необходимо был Земский собор и судебник?

VIII. Домашнее задание

Учебник с. 32- 35, рабочая тетрадь с. 18-19 задание 2, 3.

Иван III Калита

Восхождение на трон

Иван 3 Васильевич – великий князь московский, сын великого князя Василия Второго Васильевича Темного и его супруги Марии Ярославны. Родился 22 января 1440 года.

Уже в раннем возрасте он принимал самое деятельное участие в управлении государством. Дело в том, что его отец в свое время был ослеплен жестокими врагами, и глазами великого князя стал его несовершеннолетний сын. Так мальчик незаметно для себя смог овладеть непростой грамотой управления государством.

Перед смертью Василий Второй успел провозгласить своего сына великим князем московским, который правил государством с 1462 по 1505 годы.

Большой интерес представляет печать Ивана Третьего. На одной ее стороне изображен всадник, пронзающий острым копьем змея – традиционный символ Москвы. На другой стороне печати изображен символ государства – двуглавый коронованный орел. Печать Ивана 3 принято считать первым русским гербом.

Освобождение от татаро-монгольского ига

Предшественники Ивана Третьего в течение многих лет платили дань Ордынским ханам, чтобы те не беспокоили земли русские. При этом русские правители должны были показывать свое почтение: выходить на встречу с ханскими послами пешком, кланяться, вставать на колени и в таком положении выслушивать ханские указания.

Все изменилось с приходом на русский престол князя Ивана Васильевича. Когда хан Ахмат отправил к нему своих послов за денежной данью, князь не только не принял их по всем правилам, но на глазах у ошарашенных послов разорвал ханскую грамоту.

Стало понятно, что московский князь настроен весьма решительно. Чтобы наказать непокорного русского правителя, хан Ахмат собрал огромное войско и направил его на Москву. Но русское войско не дремало, и во главе с Иваном Третьим встретило неприятеля на берегах реки Угра. Это событие произошло в 1480 году и вошло в историю под названием «Великое стояние на реке Угре».

Вражеские войска стояли на противоположных берегах реки. Татары делали несколько попыток перебраться через Угру, но каждый раз их обстреливали русские воины из пушек и луков. На помощь московскому князю пришла суровая зима: не выдержав лютых морозов и начавшегося голода, хан Ахмат увел свое войско и больше никогда не возвращался.

Иван IV

Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское под Москвой. В 1533 году умер его отец, великий князь Василий III (Рюрикович). В 1538 году из жизни ушла мать Ивана Васильевича, княгиня Елена Глинская (литовская княжна).

Детство будущего царя прошло в обстановке дворцовых интриг, борьбы за власть, переворотов между враждующими боярскими родами Бельских и Шуйских.

В 1547 году была проведена церемония торжественного венчания на царство великого князя Ивана IV в Успенском соборе московского Кремля. На тот момент его титул переводили как «император», что ставило Грозного вровень с императором Священной Римской империи.

В 1549 году Иван Васильевич созвал первый Земский собор, на котором присутствовали все слои населения кроме крепостных, и решались политические, административные, экономические вопросы. С конца 40-х годов царь провел ряд реформ: земскую, военную, губную, знаковую.

В 1550 году был принят «Судебник» Ивана IV, в котором крестьянским общинам предоставлялось право самоуправления, наведения порядка, раскладки податей. В 1551 году царь созвал Стоглавый собор, результатом которого стало принятие сборника решений о церковной жизни – «Стоглава». В 1555–1556 годах была отменена система «кормлений» и принято «Уложение о службе», которое позволило сформировать новую структуру армии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мир подводного царства. Анималистика». Конспект урока ИЗО в начальной школе«Мир подводного царства. Анималистика». Конспект урока ИЗО в начальной школе Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных; углубить знания о размерах, анатомическом.

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Конспект открытого мероприятия с детьми средней группы «В мире подводного царства»Конспект открытого мероприятия с детьми средней группы «В мире подводного царства» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография с элементами аппликации и монотипия пейзажная. Развивать у детей.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на начало года «Осень-чаровница» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на начало года Тема: «Осень чаровница» Цель занятия: обогатить словарь.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Сценарий открытого мероприятия, посвященного столетию Московского района. Подготовительная группа «Прогулка по Московскому проспекту.» Дети торжественно выходят под музыку с цветами. На экране – Вид Санкт – Петербурга с цветами. Дети:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока «Начало Московского Царства»
Опубликовано: 1 июня 2022 в 11:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД