Папки-передвижки

Ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»

Анна Володина
Ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках реализации национального проекта «Культурное наследие» на примере учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»

Наступивший 2022 год в России посвящён культурному и нематериальному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал президент нашей страны В. В.  Путин. Как говорится в этом документе, это решение было принято «в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей». [2] Это предложение Президент поддержал ещё в ноябре 2019 года на заседании Совета по межнациональным отношениям, где он отметил необходимость «хорошо и содержательно» наполнить программу этого года и учесть особенности каждого региона России. На территории нашей родины проживает более 190 разных народов, и каждый из них весьма самобытен и стремится сохранить свои национальные богатства – язык, культуру, обычаи и традиции. Поэтому в рамках этого года во всех регионах нашей огромной страны пройдут различные ярмарки, фестивали, концерты творческих коллективов, тематические выставки, лекции и мастер-классы, и в детском дошкольном учреждении мы тоже не можем быть оторваны от этого процесса.

Публикация «Ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью учебно-методического пособия „Календарь юного читателя“» размещена в разделах

Дошкольный возраст является самым благоприятным и интенсивным возрастом для формирования основ культуры поведения человека, служит благоприятным временем для развития речи и выработки навыков эффективного общения. И немаловажную роль в развитии речи и пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература – как общемировая, так и литература коренного народа, к которому принадлежит сам ребёнок или на территории которого проживает его семья. Художественная литература – это огромное и весьма действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает могучее влияние на развитие и обогащение речи детей, а также способствует становлению психологических качеств, норм общения и морали и их дальнейшему развитию, превращая маленького ребёнка в полноценного члена общества. В поэтических и повествовательных образах литература открывает и объясняет малышу жизнь людей в обществе, стране и мире, знакомит с красотами природы и жизнью её обитателей, показывает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает его воображение и фантазию, обогащает его эмоции и чувства и даёт удивительные и прекрасные образцы русского литературного языка, что в дальнейшем приводит к правильному эстетическому развитию его личности.

О важности книги и её влиянии на ребёнка писал В. Г.   Белинский: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». [1, С.  88] На важность приобщения детей к красоте родного слова и, как следствие, развитие культуры их речи указывали и многие другие лингвисты, педагоги и психологи, такие как К. Д.  Ушинский, Л. С.  Выготский, Е. И.  Тихеева, С. Л.  Рубинштейн, А. В.  Запорожец, А. А.  Леонтьев и многие другие.

Знакомство ребёнка-дошкольника с художественной литературой начинается с народного творчества. Изучая потешки, песенки и народные сказки, ребёнок раннего дошкольного возраста впервые знакомится с красотами и богатствами родного языка, познаёт лаконичность и точность слова, улавливает напевность и музыкальность речи своего народа, раскрывает перед собой меткость и выразительность его языка. Становясь старше, ребёнок продолжает знакомиться с народным творчеством своего народа и других национальностей. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте его знакомят с авторскими сказками, стихами и рассказами, доступными его пониманию. При этом каждое литературное произведение выступает для ребёнка совершенным образцом связной речи, к которому он должен стремиться в своём общении. На это в своё время обращал внимание и К. Д.  Ушинский. Он говорил, что сила слова – это не только «условный звук, которому учится ребёнок, изучая родной язык… пьёт духовную жизнь и силу родимой груди родного слова». [3, С.  148] В этих словах великого педагога мы видим не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и методы его изучения: ребёнок доверяет «языку-учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». [3, С.  148] Эти слова подчёркивают тот факт, что все писатели и поэты черпали своё вдохновение в силе языка того народа, к которому они принадлежали и на котором писали свои шедевры.

Помимо того, что художественная литература открывает ребёнку мир природы и общества, человеческих чувств, эмоций и взаимоотношений, она ещё является и тем средством, которое воздействует на личность малыша, развивает его умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, оказывает воспитательное, эстетическое и познавательное значение. При этом ребёнок усваивает нормы грамматики и произношения родного языка в единстве с его лексикой.

Среди множества задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает и задача подготовки детей к школе. И одним из основных и наиболее важных показателей готовности ребёнка-дошкольника к успешному обучению в школе является хорошо развитая правильная речь, где основным компонентом является словарный запас, накопленный за дошкольный период. И литература здесь также оказывается нашим главным помощником. Словарный запас позволяет решить не только задачу накопления и уточнения каких-либо понятий и представлений, но и формирует и развивает содержательную сторону мышления ребёнка. Одновременно с этим на основе операций анализа, синтеза и обобщения полученной об этом слове информации происходит и овладение лексическим значением слова. Скудость словаря мешает ребёнку полноценно общаться, что в свою очередь ведёт к недостаточному уровню его общего развития. Поэтому своевременное развитие лексического словаря дошкольника является не только признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития, но и важным фактором этапа подготовки к школе. Таким образом, в результате общения с художественной книгой к началу школьного периода (6-7 лет) ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и овладевает основными грамматическими формами родного языка, что особенно важно для его дальнейшего обучения и становления как личности, развитой социально и культурно.

Ещё одной задачей дошкольного воспитания, которая также решается посредством знакомства с художественной литературой, является воспитание правильных нравственных ориентиров и культуры поведения. В современном мире, несмотря на широкую доступность самых разных мировых культурно-художественных ценностей, именно литература является тем фундаментом, на котором будет построена правильная эмоционально-нравственная личность. Именно она наиболее точно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его эмоциональную восприимчивость, закладывает основы моральных качеств, формирует сознание и самосознание, а в дальнейшем и общее мировоззрение. Сегодня на прилавках книжных магазинов и в интернет-магазинах мы можем встретить огромное количество детской литературы – яркой, красочной, музыкальной и даже в формате 3D, но не всякая книга полезна детям. В книге для дошкольного возраста необходимо обращать внимание не только на красочную упаковку и увлекательный сюжет, но и на то, чему учит такая книга, какие воспитательные идеи она в себе несёт, будет ли она полезна в процессе воспитания доброго, справедливого и честного маленького человека. Искусство слова, почерпнутое из книг, помогает ребёнку познавать жизнь, осмысливать и обобщать реальные жизненные факты и формировать правильное к ним отношение. При этом педагог и родитель обязан обратить особое внимание на отбор авторов и их произведений, методику их прочтения и проведения бесед по прочитанным произведениям. Это позволит сформировать у детей гуманные чувства и правильные этические и эстетические представления, научит в дальнейшем правильно переносить эти чувства и представления в свою жизнедеятельность.

Книги присутствуют в нашей жизни всегда, но в детстве их особенно много, поэтому детское литературное искусство – это многообразная и обширная часть современной культуры. Первые книги специально для детей в России стали писать в XVII веке, до этого же времени все сказки, предания, былины, песни и стихи передавались устно. Эпоха Петра I дала сильный толчок к развитию просвещения в целом и детской литературы в частности. Полноценное же становление детской литературы как отдельного жанра началось в XVIII столетии. Первыми детскими писателями и поэтами можно назвать М.  Ломоносова, Н.  Карамзина, А.  Сумарокова и В.  Жуковского. XIX век продолжил развитие детской литературы. Для юных читателей творили такие великие русские писатели и поэты, признанные не только в нашей стране, но и во всё м мире: А.  Пушкин, М.  Лермонтов, Л.  Толстой и др. И лишь в XX столетии детская литература получила тот новый уровень развития, когда писатели не только создавали произведения для детей, но и сама детская литература вышла на государственный уровень: впервые в мире, именно в нашей стране было создано первое детское издательство, в котором над детской книгой совместно работали авторы, художники и издатели. Это время подарило нам таких замечательных детских писателей и поэтов, как К.  Чуковский, С.  Михалков, С.  Маршак, А.  Барто и многих других. И по сей день основу детской литературы не только в нашей стране, но и за рубежом составляют произведения именно этих авторов: они переведены на сотни языков мира и печатаются в десятках стран как лучшие образцы мировой детской литературы.

Для повышения у дошкольников читательской грамотности и интереса к чтению, было разработано методическое пособие, которое позволяет целенаправленно построить систему по ознакомлению детей с кладезем русской и родной литературы. Данное пособие представляет собой литературный календарь, в котором отражены даты жизни и творчества тех писателей, которые входят в программу обучения и воспитания в детском саду и начальной школы.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Обратите особое внимание на то, что данный календарь может быть использован не только на занятиях по развитию речи в детском саду, но и на дополнительных занятиях, посвящённых чтению детской художественной литературы, на литературных выставках и в оформлении информационных стендов. Также этот календарь с успехом могут использовать и учителя начальных классов, так как школьная программа по литературному чтению включает в себя произведения большинства представленных авторов.

К сожалению, современные дети много времени проводят с различными гаджетами и не умеют самостоятельно организовывать свой досуг, мало читают, вследствие чего не умеют общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге, сделать её лучшим товарищем и собеседником ребёнка. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет стремиться подражать образу жизни своей семьи. А задача детского сада и школы – помочь семье в этой работе. На наш взгляд, данное учебно-методическое пособие помогает привить интерес к книге и любовь к чтению ненавязчиво и ежедневно.

Список использованной литературы :

1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. 4. – М., 1954. – С. 88.

2. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации

2022 года – Года культурного наследия народов России». –

https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения, т. 1. – М., 1974. – С. 148.

Публикации по теме:

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя»Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя» Тема: Показ сказки «Три медведя» Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление со.

Ознакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуацияхОзнакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуациях Нам придется постараться, Чтобы в цифрах разобраться Будем цифры изучать, А потом начнем считать. Десять цифр основных, Они важнее.

Календарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклоромКалендарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклором Ознакомившись с публикациями коллег с любимого сайта МААМ о народных куклах,я решила попробовать изготовить календарь народной куклы в.

Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия «STEAM»Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия «STEAM» Тема: "Волшебные фигуры" Программное содержание: Образовательная область: Познавательное развитие. Цель: Развитие математических знаний.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница»Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы Чтение сказки В. И. Даля "Лиса - лапотница "ЦЕЛИ:.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен»Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен» Ознакомление с художественной литературой. Носов "Тридцать зерен". Цель:Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Знакомые сказки» Тема: Рассказ и показ фрагментов сказокЦель: выявить уровень у детей по их ознакомлению с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление.

Ознакомление с художественной литературой «В гостях у сказки» Цель: Учить детей подготовительной группы хорошо ориентироваться в мире сказок. Задачи: Образовательные: Помогать детям объяснять основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»
Опубликовано: 16 октября 2022 в 18:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Володина (УИ 1047404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД