Наталья Маслова
Ознакомление дошкольников с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с малой Родиной.
Малая родина.
Малая родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!
Современные требования, предъявляемые к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приёмов в дошкольном образовании, путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В целях воспитания нравственно-патриотических качеств у детей на протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада через народные традиции приобщали детей к искусству и культурному наследию своей родины. Однажды после открытого занятия, посвященного 150-летию города Горячий Ключ, с участием родителей, с использованием информационно-компьютерных технологий, получив массу положительных отзывов, возникла идея создать программу о своей Малой Родине, о нашей Родной станице. Имея, накопленный материл, я создала в социальных сетях группу «Моя станица Суздальская». Получив массу благодарных отзывов, родители практически стали участниками данного проекта, делятся интересными фактами и историческими фотографиями о жизни земляков. Этот материал помогает создать новые интересные занятия, презентации, познавательные беседы для дошкольников. Следуя идеологии А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО, который считает, что в основе стиля воспитания лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению, делаю ставку на современного ребёнка.
Публикация «Ознакомление дошкольников с малой Родиной» размещена в разделах
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности, приобретая все большее общественное значение.
Не секрет, что именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы будущей личности, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия и от того, какие образы восприятия будут сформированы, во многом зависит его последующее нравственное развитие.
Совершенствование воспитательной работы с точки зрения её патриотической направленности осуществляется за счет приближения обучения детей к реальной жизни, ознакомления с объектами ближайшего природного и социального окружения, создания запоминающегося образа малой Родины.
Концептуальной основой программы, является обогащение, амплификация детского восприятия через знакомство детей с историей, культурой и природой малой Родины.
Основная цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине на основе национально-региональных и природных особенностей родного края.
Проводимая работа с детьми предполагает:
• приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию, традициям кубанского народа;
• расширение представлений детей о социально-экономической значимости родного края, трудовой деятельности людей, профессиях;
• знакомство с выдающимися жителями станицы, родословной своей семьи, семейными традициями;
• организация творческой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие и заботу о ближайшем окружении: человеке, растениях, животных, населенном пункте.
Особое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции, как представителям своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления с малой Родиной были положены конкретные принципы:
- энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д.);
- уникальность родных мест предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона; способствует формированию патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина;
- единство содержания и методов – работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий, экскурсий, видеопутешествий, встреч с интересными людьми.
- динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей того или иного возраста.
Парциальная программа нравственно-патриотического воспитания включает 5 разделов: «История и традиции моего народа», «Моя станица Суздальская», «Я и моя семья», «Природа родного края», «Трудовая деятельность Суздальцев».
Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной, коррекционной.
В работе с детьми используются самые разнообразные формы нравственно-патриотического воспитания: занятия (в т. ч. комплексные, целевые прогулки, экскурсии, видеопутешествия, встречи с интересными людьми и прочее.
В рамках реализации целевой программы применяются современные методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности, методы обучения и развития творчества.
Современные дети имеют гораздо больше особенностей в своем развитии, чем имели в детстве их родители или дедушки и бабушки. Эти особенности развития обуславливают необходимость индивидуализации образовательной среды.
Интеграция детоцентризма и развития индивидуальности нашла своё отражение в организации развивающей предметно-пространственной среды. Это и введение в образовательное пространство нового современного ИКТ - оборудования, сюжетные игры и игрушки с ярко выраженными региональными признаками, оформление игрового пространства с учетом регионального компонента. На этом фоне ещё актуальнее выглядят традиционные игрушки, которые постепенно уходят из жизни ребёнка как предметы игры, приобретая сувенирный статус и теряя тем самым свое главное предназначение – передачу культурного и духовного наследия будущим поколениям. Поэтому в развивающей предметно-пространственной среде (РППС) дошкольной образовательной организации традиционные игрушки должны быть широко и разнообразно представлены: начиная от матрёшки и неваляшки – заканчивая предметами народных промыслов. В состав РППС включены такие игровые комплекты, как «Потешки», «Туески с затеями», «Русские народные сказки», «Жили-были поживали…», балансир «Времена года» из серии «Родная игрушка».
Наш детский сад является учреждением комбинированного вида, на ряду с общеобразовательной деятельностью, ведется работа по коррекции речи детей. Я, как учитель-логопед, в своей работе над исправлением речи активно использую кубанский фольклор. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус, частые и быстрые повторения скороговорок развивают у нас правильный выговор труднопроизносимых слов и словосочетаний;
играя в подвижные игры с припевами, мы разыгрываем театрализованные представления, а так же двигаясь-бегая, прыгая, метая в цель,- физически развиваемся;
считалки, в которых мы называем числа, закрепляются арифметические знания;
загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем, который помогает нам запомнить буквы и их написание.
Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми. А так же поможет полноценному развитию личности ребёнка, будет способствовать его патриотическому воспитанию, вызовет уважение к историческому прошлому станицы, побудит любовь к её природе, культуре, традициям и языку.
В ноябре 2014 года в рамках ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», мое открытое занятие на тему «Как Р и Рь по Кубани путешествовали» заняло призовое место первой степени (приказ №746 от 07.11.2014г) на муниципальном уровне.
В апреле 2015 года в рамках краевого конкурса (Приказ №471061) мою статью на тему : «Ознакомление дошкольников с малой Родиной. Из рубрики Педагогика ДОУ, региональный компонент» отобрали для публикации в журнале «Управление ДОУ».
На базе ДОУ педагогами проводятся конкурсы: «Лучший ЛЭПБУК», «Лучший макет», «Лучшая дидактическая игра», «Лучшая подвижная игра» на тему «Моя станица Суздальская». Педагоги делятся своими наработками в социальных сетях и получают массу положительных отзывов. Часто к конкурсам привлекаются родители.
Программа включает примерное перспективное планирование по возрастным группам, которое может быть изменено и дополнено по усмотрению педагога.
В качестве результатов реализации инновационного проекта были отмечены следующие показатели:
• усиление гражданской и патриотической направленности воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
• Создание единого культурно-регионального образовательного пространства с участием всех субъектов воспитания.
• Обновление содержания и технологии работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе учета национально-регионального компонента.
• Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Адаптация целевой программы «Я и моя станица Суздальская» проходит в разных возрастных группах.
Данная программа модернизирована на основе программы коллег станицы Ленинградской, авторами которой являются Л. Г. Масич и Н. В. Макарычева.
Данный проект вдохновил коллег на новые идеи, поэтому мы надеемся на продолжение работы в данном направлении.