Папки-передвижки

Ознакомление с историей и культурой Краснодарского края как условие воспитания нравственных чувств у старших дошкольников

Наталья Сидоренко
Ознакомление с историей и культурой Краснодарского края как условие воспитания нравственных чувств у старших дошкольников

Используя в работе с детьми краеведческий материал, педагог воспитывает нравственно-патриотические чувства, чувства гражданственности, которые будут сохраняться всю жизнь и служат духовному развитию личности. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяется только объём познавательного материала и сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог формирует глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, и значит стать созидателем своей малой Родины.

Публикация «Ознакомление с историей и культурой Краснодарского края как условие воспитания нравственных чувств у старших дошкольников» размещена в разделах

Знакомство с историей и культурой Краснодарского края предлагается проводить следующим образом:

- сообщение элементарных данных о краснодарском крае;

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;

- ознакомление с городами и станицами Кубани, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

- ознакомление с кубанскими ремёслами;

- ознакомление с кубанским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов);

- усвоение материала на основе ознакомления с лучшей художественной литературой для детей дошкольного возраста;

- развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве;

- интеллектуальное развитие, развитие познавательного интереса, познавательных способностей, речевой культуры;

- осуществление нравственного воспитания : воспитание чувства любви к родному краю, бережному отношению к историческим ценностям, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое и прекрасное;

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Актуальными являются и формы работы по воспитанию нравственных чувств, такие как:

-целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев;

- экскурсии к памятным местам, которые целесообразно проводить с родителями;

- чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;

- подготовка тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Кубани с привлечением родителей.

Предметом познания народного искусства и культуры, как считают Гордеева Е. П., Вишневская В. Н., Князева О. Л., является архитектура, как часть искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети получают представления о домах, построенных в разные временные промежутки. Какие бывают дома? (кирпичные, саманные, деревянные). Детям предлагается для сравнения дома, построенные из разных строительных материалов. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре старого и современного города, культовых сооружениях (часовнях, церквях, соборах, их внешнем виде и украшениях. Педагоги и родители приобщают детей к устному народному творчеству. Таким образом, для ознакомления детей с историей и культурой Кубани, воспитанием их нравственных чувств можно предложить следующие подходы:Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, будут национальными.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, игры, народные обряды) потому что только в народном творчестве сохранились черты национального характера, в первую очередь обычаи казаков, как коренного населения Кубани.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, познавательные беседы, экскурсии.

Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети - детский сад.

Материал преподносится доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что окружает детей. Первое направление знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Кубани. Направлена эта деятельность на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Кубанский фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Кубанский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по легендам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Публикации по теме:

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группеКонспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группе Цель: продолжать знакомить детей с историей родного края через игру-путешествие. Программные задачи: Образовательные: активизировать познавательную.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества»Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества» Наша старинная станица Казанская, основанная 369 лет назад, раскинула свои владения в самых верховьях Тихого Дона. Она является центром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с историей и культурой Краснодарского края как условие воспитания нравственных чувств у старших дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 09:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД