Лучший педагог года

Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект «Край Нижегородский»

Елена Кордюкова
Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект «Край Нижегородский»

Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект "Край Нижегородский"

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые работали и жили в нашем городе. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников. Успешность знакомства с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Публикация «Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект „Край Нижегородский“» размещена в разделах

Нашу группу посещают как дети нейротипичные, так и дети с задержкой психического развития. Они имеют ряд особенностей, которые мешают в освоении знаний. Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 8-10 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д. Чаще их цель – не достижение результата, а сама деятельность, ощущения и эмоции, которые они получают в её процессе, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое.

У детей с ЗПР не много друзей – как среди сверстников, так и среди педагогов и взрослых. Часто они очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Учитывая все эти трудности и особенности детей с ЗПР, мы искали те технологии, методы и приёмы воздействия, которые позволили бы нам наиболее эффективно осуществлять работу с детьми по ознакомлению с родным городом. И одной из таких технологий стала проективная деятельность.

Метод проектов используется давно – с начала 20 века. Зародившись в Америке, он быстро стал популярен в мире. На данный момент метод проектов давно и успешно апробирован в детских садах на разных возрастах детей. Мы решили, что данный метод может помочь освоить такую сложную для детей с ЗПР тему, как родной край.

Во время индивидуальных бесед с детьми мы спрашивали, где они живут, знают ли, как называется наш город, что интересного есть в Нижнем Новгороде, какие у нас есть памятники, театры, куда они ходили вместе с родителями и что видели. Нами было выявлено, что большинство воспитанников группы не знают название города и своей улицы, путают названием страны, улицы, микрорайона, не знают свой адрес, не могут рассказать ни об одном интересном месте, где они бывали.

Анкетирование родителей показало, что и они имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее незначительной. Всё это говорит о низком кругозоре, недостаточном уровне знаний и представлений детей и непонимании родителей о важности этих знаний в развитии их ребёнка. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Цель нашей работы – формирование представлений старших дошкольников с нормой и ЗПР о родном крае, Нижнем Новгороде.

Для решения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

• Расширять словарный запас детей по темам «Моя улица» «Нижний Новгород»

• Развивать связную речь: закреплять умение составлять рассказы по плану, предложенному взрослым и опорным картинкам (рассказ-описание о родном городе и из личного опыта «Что я видел»)

• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в различных видах деятельности, закреплять навыки ведения диалога – применять вежливые формы обращения, слушать собеседника, дожидаться своей очереди высказывания.

• Формировать предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы

• Создать условия для восприятия знаний об историческом и культурном облике Нижнего Новгорода

• Активизировать совместную деятельность детского сада и семьи по обучению и воспитанию детей.

Участниками проекта стали дети 6-7 лет комбинированной группы для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа, педагоги детского сада (воспитатели, учитель-логопед и дефектолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, а также родители группы.

Сроки выполнения проекта: октябрь 2019 – май 2019

Прогнозируемые результаты.

• Пополнение словарного запаса по темам «Моя улица», «Нижний Новгород»

• Дети составляют и рассказывают небольшие рассказы о Нижнем Новгороде и своём районе из личного опыта по плану и опорным картинкам

• Систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Дети узнают и называют 5-7 памятных мест и 3-4 известных людей Нижнего Новгорода. Сформирован устойчивый интерес к родному городу и его истории.

• Повышение родительской и педагогической компетентности в вопросах истории, культуры города Нижнего Новгорода, поможет сформировать бережное отношение к родному городу.

• Семьи воспитанников группы активно включаются в проект

• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

Подготовительный этап длился 4 недели. После определения основных задач, было необходимо определить объём знаний, который должны и могут освоить дети группы, разработать перспективный план работы, подобрать наглядный материал, разработать конспекты ООД и других мероприятий. Нами были подготовлены презентации для детей «Нижний Новгород», «Нижегородский Кремль», подобран иллюстративный материал о достопримечательностях Нижнего Новгорода и Приокского района, собраны альбомы «Нижний Новгород», «Нижегородский Кремль», «Нижегородское ополчение», изготовлены папки-раскладушки «Хохлома», «Городецкая роспись». Также были изготовлены несколько настольных игр – «Узнай и собери герб Нижнего Новгорода», разрезные картинки с изображениями памятников, национальных костюмов, изделий народных промыслов, игра-ходилка «Нижний Новгород». В сети Интернет мы нашли несколько видеороликов с подходящим детям нашего возраста материалом для демонстрации их во время занятий и развлечений.

На этапе реализации проекта на первое место вышла работа по расширению активного и пассивного словаря детей и формированию представлений о городе и районе. Для этого был проведён цикл занятий по ознакомлению с окружающим («Улица, на которой я живу», «Экскурсия по Нижнему Новгороду», «Мой Приокский район», а также экскурсии по улице, на которой расположен детский сад, к площади Жукова и вечному огню, в библиотеку им. Чуковского, в пожарную часть № 27. Полученные знания закреплялись на занятиях по рисованию, аппликации и конструирование («Башни Кремля», «Герб Нижнего Новгорода», «Моя улица» и др., «Кремлёвские башни». После экскурсий дети совместно с воспитателем составили карту-макет микрорайона Щербинки-I.

Большое внимание было уделено народным промыслам Нижегородской области – хохломской и городецкой росписи. С помощью родителей из семейных запасов был организован мини-музей «Золотая хохлома». Ребята предварительно составляли маленькие рассказы о своих экспонатах по вопросам педагога, выступали сначала в миниподгруппах (2-4 ребёнка нейротипичных и 1 с ЗПР, а затем «проводили экскурсию» по музею.

Совместно с родителями группы был оформлены тематические фото-выставки «Я в Кремле», где собраны фотографии детей во время их семейных прогулок по Нижегородскому Кремлю, и «Мы на прогулке», с фотографиями около дома, детского сада и других знакомых мест микрорайона. Позже эти фотографии были собраны в соответствующие фотоальбомы. Дети рассматривали фотографии, с удовольствием делились впечатлениями о прогулках, узнавали знакомые места, задавали много вопросов. Прежде всего, в такую работу включились дети нейротипичные. Если поначалу дети с ЗПР не проявляли большого интереса к Нижнему Новгороду и его достопримечательностям, то заражаясь энтузиазмом своих сверстников, тоже стали стремиться поучаствовать в составлении таких альбомов, буквально заставляя своих родителей вести их в Кремль, рассматривать памятники и дома на главной улице, в другие памятные и просто интересные места города и района. Педагоги помогали составлять детям рассказы о полученных впечатлениях по планам и схемам, после чего эти рассказы представлялись на занятиях и в свободное время при рассматривании альбомов.

В свободной деятельности любимой игрой всех детей группы стало строительство Кремля из напольного конструктора. С удовольствием дети играли и в настольные игры, подготовленные педагогами для ознакомления с родным городом.

Итоговым событием проекта стала большая игра-викторина «Знаешь ли ты Нижний Новгород?», на которой дети отвечали на вопросы по истории Нижнего Новгорода, узнавали памятные места города и родного района, называли известных нижегородцев, собирали разрезные картинки с национальными костюмами и хохломскими узорами. К этому мероприятию музыкальный руководитель выучила с ребятами несколько народных песен, русский танец («Кадриль») и песню «Нижегородский вальс», которую дети с большим удовольствием исполняли и в свободное время. Эта песня достаточно сложная, но благодаря расширившемуся словарному запасу и полученным знаниям все дети легко её выучили (и показывали на фотографиях места, упоминаемые в ней).

После проведения всех мероприятий мы вновь провели диагностику, которая показала, что значительно расширился лексический запас (в основном за счёт существительных). Все дети группы легко называют свой город и домашний адрес, дети с ЗПР узнают и называют на иллюстрациях по 5-6 достопримечательностей Нижнего Новгорода, а нейротипичные и значительно больше, могут назвать нескольких известных нижегородцев. Все дети почти не допускают ошибок в различении понятий улица – город - страна. Составляют небольшие рассказы о тех местах города, которые они посетили с родителями, и с удовольствием ими делятся. То есть, можно говорить о сформированных представлениях о родном городе.

Участвующие в проекте педагоги значительно пополнили методическую копилку новыми материалами (играми, иллюстрациями, презентациями).

Анкетирование родителей показало, что все они с удовольствием проводят время с детьми, сами узнали много нового о Нижнем Новгороде, охотно участвовали в предлагаемых мероприятиях и готовы участвовать ещё.

Таким образом, мы установили, что проект «Край Нижегородский» оказался эффективным средством формирования представлений о родном городе. Тема проекта стала близка и детям, и взрослым. Все «исследуемые» объекты находятся в ближайшей доступности, сведения о городе, знаменитых жителях Нижегородского края доступны и интересны не только взрослым, но и детям. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются и педагоги, и дети, и родители воспитанников.

Литература.

1. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности. Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 5 Невского района Санкт-Петербурга в условиях ФГОС ДО: Методическое пособие / Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Демина В. Е. и др. ; Под общ. ред. Вечкановой И. Г. СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014.

2. Петрова И. В., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. «Мозаика-Синтез». М., 2008г.

3. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М., «Школьная Пресса», 2005 г.

Публикации по теме:

Развлечение «Край полярный каменистый и родной навеки край» для старших дошкольников «КРАЙ ПОЛЯРНЫЙ – КАМЕНИСТЫЙ И РОДНОЙ НА ВЕКИ КРАЙ» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепить представления.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Консультация для педагогов «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики» Консультация для педагогов «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики». Педагог – психолог МАДОУ №.

Инновационный проект «Ознакомление дошкольников с родным поселком Ковернино как средство патриотического воспитания» Отдел образования Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ознакомление дошкольников с родным краем Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

План самообразования «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы Изучение методической литературы 01.09.2016г. -20.05.2017г. Повышение знаний, сбор материала,.

Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Любимый край — Алтайский край» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Цель: формировать обобщеннное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма. Задачи: воспитывать интерес к культуре.

Консультация «Народная культура в ознакомлении дошкольников с родным краем» В статье представлена точка зрения на ознакомление детей с родным краем средствами народной культуры. Автор рассматривает суть краеведческого.

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селомВоспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать.

Автор публикации:
Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект «Край Нижегородский»
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 14:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД