Получи документы

Парциальная программа «Шахматная азбука»

Юлия Игошева
Парциальная программа «Шахматная азбука»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Чебурашка»

Рассмотрено:

На заседании педсовета Протокол №_1 от «29» августа 2015г.

Парциальная образовательная программа

"Шахматная азбука"

старший дошкольный возраст 5-7 лет

Воспитатель: Игошева Ю. И.

г. Закаменск

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Парциальная программа „Шахматная азбука“» размещена в разделах

Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль -7 лет).

Шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.

Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.

Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций, крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.

Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.

Б. Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Планируемый результат:

• Приобретаются умственные навыки (включая умение сосредоточится, распознавать образы и принимать решения, а также алгебраическое и геометрическое мышление, умение решать задачи, пространственное и критическое мышление);

• Повышается самооценка, возрастает уверенность в себе;

• Усиливается концентрация внимания;

• Увеличивается объём памяти;

• Развивается представление о выборе способа решения проблем и последствиях этого выбора, игра помогает ощутить ответственность за свои действия;

• Воспитывается соревновательный дух и энтузиазм, развивается бдительность ума;

• Тренируется спортивное мастерство;

Перспективное планирование

работы по шахматному образованию детей 6-7 лет

Октябрь

Занятия 1.

«Откуда пришли шахматы

Цель: познакомить детей с понятием «шахматы».

Занятие 2.

«Шахматные чудеса»

Цель: знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат.

Занятие 3.

Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах.

Цель: знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах. Занятие 4.

«Волшебная доска».

Цель:

Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками.

Ноябрь

Занятие 5.

«Путешествие по волшебной доске»

Цель: познакомить детей со строением доски. Занятие 6.

«В гостях у пешки»

Цель: закрепить знания детей с шахматной фигурой – пешкой.

Занятие 7.

«Прямолинейная, бесхитростная фигура»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй. Занятие 8.

«Шахматный слон»

Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон.

Декабрь

Занятие 9.

Могучая фигура»

Цель: познакомить детей с ферзём.

Занятие 10.

«Я люблю свою лошадку»

Цель: познакомить с фигурой – конь. Занятие

Шахматные партии

Цель: учить записывать шахматные партии

Январь новогодние каникулы Занятие 11

«На золотом крыльце сидели…»

Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём.

Занятие 12.

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.

Февраль

Занятие 13.

«Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Занятие 14.

«Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».

Занятие 15.

«Сделай правильный шаг!»

Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. Занятие 16.

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача».

Март

Занятие 17.

(закрепление)

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске. Занятие 18.

(закрепление)

«Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Занятие 19.

(закрепление)

«Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».

Занятие 20.

(закрепление)

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача».

Апрель Занятие 21

«Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Занятие 22

«Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Занятие 23

«Реши задачу»

Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. Занятие 24

«Здоровые телом – сильные духом».

Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый.

Май Занятие 25

«В гостях у сказки»

Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку.

Шахматный праздник.

Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира.

Мониторинг.

Уровни усвоения шахматной грамоты у детей

Высокий уровень – устойчивый интерес к игре, умение решать шахматные задачи, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.

Средний уровень – устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются частично помощью взрослого (педагога).

Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы, но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.

Работая над программой, я опираюсь на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д. ; принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности - нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей - важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время.

Работу по программе разделила условно на три этапа, по времени средней продолжительности.

На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.

С детьми сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу первого этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (свои 16, противника - 16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника). В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться - это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют ошибки друзей.

На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками, с взрослыми;

-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.

К концу года сами запоминают свои ходы и ходы противника,

строят алгоритм своей игры, логические цепочки,

у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,

самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.

У родителей положительные эмоции - дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии, приведённые в диаграмме (см. выше). Инструментарием является непосредственная игра.

Список использованной литературы:

1. В. Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. Ник Бретт «Как играть в шахматы М. ,Слово,1999 г.

3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

5. И. Г. Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",

М. : Новая школа, 1994.

6. Тодд Бардвик «Шахматы для детей», С-Пб, 2012 г.

Публикации по теме:

Парциальная программа «Математика — это интересно» Математика — точная наука, которую мы начинаем изучать в детском саду и продолжаем уже в школе. Затем мы находим ей применение и в повседневной.

Авторская парциальная программа по познавательному развитию «Презенташки от Китёнка» Программа «Презенташки от КИТёнка» в рамках реализации вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений АООП МКДОУ д/с.

Парциальная программа «Не важно кто ты, важно какой ты. Этикет с малых лет» Парциальная авторская программа учителя – дефектолога высшей категории МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» Золотухиной Светланы Борисовны Г. Новосибирск.

Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию «Волшебный мир» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад №8 комбинированного вида г. Татарск ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО: На заседании.

Парциальная программа по театрализованным играм «Теремочек» Парциальная программа по театрализованным играм «Теремочек»Цель: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Задачи:.

Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет Загадки природы ВВЕДЕНИЕ Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются,.

Парциальная программа «Рукотворный мир» Пояснительная записка Программа «Рукотворный мир» разработана как дополнение к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией.

Парциальная программа «Волшебные звуки» Парциальная программа "Волшебные звуки» Программа предназначена для занятий музицированием с детьми дошкольного возраста в детском саду.

Программа «Азбука здоровья» 1. Создать условия для обеспечения охраны здоровья детей, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни. 2.

Составительская парциальная программа для детей младшего возраста «Бусография» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа «Шахматная азбука»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 08:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД