Папки-передвижки

Педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр

Маргарита Федорович
Педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр

Отечественные психологи и педагоги - А. В. Запорожец (25, Н. Н. Поддьяков (38, А. П. Усова (50,Д. Б. Эльконин (62) и др. - в своих исследо-ваниях отмечают, что сенсорное воспитание в дошкольном возрасте осу-ществляется через доступные детям виды изобразительной деятельности – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наряду с этими видами деятельности эффективным средством для формирования сенсорных этало-нов и перцептивных действий является дидактическая игра.

Публикация «Педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр» размещена в разделах

На основании исследований Н. Н. Поддъякова (38, В. Н. Аванесовой (42, А. П. Усовой (55) и др. сложилась современная общая система сенсор-ного воспитания. Ведущей формой сенсорного воспитания, как считают педагоги (Н. Н. Поддъяков, В. Н. Аванесова и др.) являются занятия, осно-ванные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и об-разцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятель-ности, конструированию, родному языку и др. Закрепление знаний, полу-ченных в процессе образовательных ситуаций, осуществляется при помощи дидактических игр. В связи с этим возникает необходимость обогащения предметно-пространственной среды.

«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (26, с. 4).

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

При создании предметно-пространственной среды должны быть учтены общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников (26) :

1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: физические риски; психологические риски; нравственные рис-ки.

2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

3. Принцип соответствия: возрастным (половозрастным) особенно-стям ребенка; индивидуальным особенностям; специальным особенностям ребенка.

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации образовательной программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности.

Для организации РППС в семейных условиях родителям также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой дошкольной образовательной организации, которую посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Это поможет соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу. При создании предметно-развивающей среды, важно подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены для детей младшего возраста. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки : вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки должны быть правильно подобраны - чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров, величина дидактических пособий. Все это имеет большой эмоциональный заряд, дидактические игрушки должны быть выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, познавать характер поверхности.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов : испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем. Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развё ртывания этой деятельности необходимы материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки трубочки. Желательно в группе организовать центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику. [4, c.7].

В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания,через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Задача взрослых — обеспечить богатство, разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей ребенка. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов. Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений. Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности.

При организации сенсорного уголка необходимо учитывать следующие принципы: доступность, безопасность, научность, креативность. Сенсорный уголок может быть представлен дидактическим столом, наборами для игр с песком и водой. Он располагается в групповом помещении, удобен для использования детьми. В сенсорном уголке привлекают внимание красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Он содержит как постоянные, так и дополнительные объекты. На дидактическом столе могут быть расположены игры и пособия, направленные на решение различных целей. Можно подобрать игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

Одним из условий успешного развития восприятия младших до-школьников в процессе использования дидактических игр является повы-шение профессиональной компетентности педагога в области сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей.

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом до-школьного образования, педагог должен :

• Знать специфику дошкольного образования и особенности ор-ганизации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного воз-раста.

• Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и до-школьном детстве; особенности становления и развития детских деятель-ностей в раннем и дошкольном возрасте.

• Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности : предметно – манипулятивную и игровую, обеспечивая разви-тие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

• Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного воз-раста.

• Уметь планировать, реализовывать и анализировать образова-тельную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДОО).

• Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мо-ниторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ре-бенка раннего и/или дошкольного возраста.

• Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытываю-щими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образова-тельными потребностями.

• Участвовать в создании психологически комфортной и безопас-ной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохра-нение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополу-чие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них не-обходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходи-мых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и до-школьного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

• Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточны-ми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспита-телю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы вы-полнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать опреде-лёнными качествами личности.

Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образо-вания является предметом исследований многих педагогов (И. Е. Авдонина (1, Н. В. Бабинова (3, И. И. Комарова (28, В. В. Маркова (32, Л. В. Се-рых (45, Т. В. Хабарова (57, И. В. Чумакова (60, В. Яфаева (64) и др.).

Так, например, В. В. Маркова (32) рассматривает инновационную компетентность как важное условие профессиональной успешности педаго-га. В определении «инновационная компетентность» выделяют следующее: способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управ-лять творчеством, умение преодолевать инновационные барьеры, коммуни-кативные и организаторские способности.

По мнению Е. В. Лейкиной (31, развитие личности воспитателя до-школьного учреждения в процессе профессиональной деятельности являет-ся важным фактором успешного развития его воспитанников. Также автор отмечает, что динамика развития личностных и профессиональных пара-метров воспитателя зависит от уровня сформированности его мотивацион-но-потребностной сферы, ценностных ориентаций, эмпатии, педагогической рефлексии, самоотношения и уровня овладения инновационными пе-дагогическими технологиями и профессионально значимыми знаниями.

Н. В. Бабинова (3, 13) отмечает, что важное значение в повышении квалификации педагогов дошкольной организации отводится методической службе, позволяющей выявить сильные и слабые стороны в работе воспи-тателя, передовые методы и приемы, которыми он пользуется. По мнению автора, умело организованный контроль имеет стратегическую направлен-ность, ориентируется на конечные результаты. Своевременно оказанная помощь, данные педагогу рекомендации, позволят избежать возникновения ошибок, недочетов в образовательной работе с младшими дошкольниками по развитию их восприятия.

Л. В. Серых (45) отмечает, что главным условием развития професси-ональной компетентности является осознание педагогом необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и готовности к профессиональному саморазвитию, самообразованию.

В исследовании Е. М. Голиковой (16) раскрыты структурные компо-ненты готовности педагога к развитию познавательных способностей до-школьника (мотивационно-целевой, когнитивный и технологический); па-раметры (направленность, освоенность, самостоятельность); показатели (значимость процесса освоения студентом психологических основ развития познавательных способностей дошкольника; владение профессиональными знаниями (о познавательных способностях, общих способностях, одаренно-сти, умениями (познавательными, конструктивными, саморегуляционными, организационными); владение конструктивными, организаторскими, коммуникативными и гностическими действиями, что уточняет и детали-зирует структуру такого значимого компонента психологической профес-сиональной компетентности, как готовность педагога к осуществлению указанного направления деятельности.

Т. В. Хабарова (57, Л. В. Чубенко (59, И. В. Чумакова (60) обращают внимание на использование воспитателями современных педагогических технологий : личностно ориентированных, игровых, информационно-коммуникационных и др. Педагогические технологии предполагают, что в них участвует педагог со всеми многообразными проявлениями личности, поэтому любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватных технологий, реализуемых квалифицирован-ным специалистом.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога опреде-ляет результативность его труда.

Не менее важным условием является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития восприятия младших дошкольников с использованием дидактических игр. Л. В. Коломийченко (63) с целью по-вышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей предлагает программу работы с родителями дошкольников «Я – ком-петентный родитель». Программа представлена шестью разделами: «Фор-мирование правовой компетентности родителей»; «Особенности развития детей в младенческом и раннем возрасте»; «Особенности разных сфер лич-ностного развития ребенка»; «Играем вместе с ребенком»; «На пороге шко-лы»; «Особый ребенок». Автор выделяет разные организационные формы формирования родительской компетентности: цент поддержки семейного воспитания; «Школы развития»; консультативный пункт; семейный клуб; пункт ранней диагностики уровня развития детей и др.

Реализация данной программы в работе с родителями позволит ока-зать существенную помощь в обеспечении благоприятных условий в семье для развития восприятия дошкольников.

По мнению Н. М. Сертаковой, важным этапом в работе ДОУ с роди-телями является развитие у родителей рефлексии собственных воспита-тельных приемов, что может быть достигнуто с помощью таких методов, как обсуждение разных точек зрения на проблему, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.

Обсуждение разных точек зрения на проблему настроит родителей на размышление.

Решение задач познавательного развития ребенка, в частности, разви-тия его восприятия в условиях семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящих средств, использованию предметов бли-жайшего окружения.

Ролевое проигрывание педагогических ситуаций обогащает опыт ро-дительского взаимодействия с ребенком.

Обращение к опыту родителей позволяет привлечь родителей к обме-ну опытом, активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, приме-няемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах дея-тельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятель-ность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Перечисленные формы деятельности предоставляют родителям возмож-ность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке.

Как уже отмечалось нами ранее, в работах Л. А. Венгера (15, А. В. За-порожца (25, Н. Н. Поддьякова (38, А. П. Усовой (50, сенсорное воспита-ние дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов : ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его услож-нения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов.

Иначе говоря, важная роль в развитии восприятия младших дошколь-ников отводится педагогическому руководству. Следовательно, педагог должен быть подготовлен к развитию восприятия детей младшей группы.

В организации образовательной деятельности с детьми педагог дол-жен руководствоваться следующими принципами:

-принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения сен-сорными умениями и навыками;

-индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При об-щем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;

-интегративный характер дидактических игр, позволяющий ре-шать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;

-активизация познавательной деятельности, развитие речи в един-стве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мысли-тельных действий и операций ребенка.

При планировании дидактических игр необходимо четко проду-мывать формулирование целей, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор фор-мы организации детей на занятии.

Пробелы в сенсорном развитии детей компенсируются за счет проигрывания той или иной части задания подгруппой (или индивидуаль-но, причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствуют квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными сред-ствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на посте-пенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка.

Таким образом, успешному развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр будут способствовать следующие педагогические условия :

обогащение предметно-пространственной среды;

повышение профессиональной компетентности педагога в обла-сти сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей;

взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам сен-сорного воспитания.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста с осенними листьями, цель игр развитие сенсорных.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр
Опубликовано: 27 июля 2022 в 11:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД