Ольга Овсянникова
Педагогический проект по гендерному воспитанию «Мальчики — девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение проекта :
Разработанный проект по гендерному воспитанию детей "Мальчики и девочки" сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств.
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект по гендерному воспитанию „Мальчики — девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего детского сада является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта : познавательно - творческий.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта : дети 6 - 7лет,воспитатели,родители.
По времени проведения: октябрь 2020г. - февраль 2021г учебный год (среднесрочный).
Цель проекта Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной индентичности.
Задачи проекта :
- активизировать представление детей о различных полов (физических, поведенчиских и нравственно ценных)посредством ролевых игр;
- прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно - продуктивной деятельности;
- повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Проблема: многие девочки в нашей группе лишены нежности, скромности, терпения, а мальчики не умеют решать конфликтные ситуации, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Ожидаемый результат:
У детей - определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность; осознание собственного Я - мальчика (девочки,развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни; желание отразить свои чувства в художественно -творческой деятельности, так как рисунок - своеобразная детская речь. У родителей - активизация участия совместно с детьми в жизни деятельности ДОУ, в игровой и художественно - творческой деятельности; проявление позиции активных участников воспитательно -образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов - содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи; разработка консультаций "Я- мальчик, я - девочка", "Воспитание мальчиков, воспитание девочек".
План выполнения проекта :
Виды деятельности: обучение тематики, формулировка проблемы;
Содержание: Скрытие новых эффективных форм в ДОУ и семьи по гендерному воспитанию дошкольного возраста.
Беседы: "Любимые игры мальчиков и девочек"; "Моя семья" ;"Кто живет в твоем сердце"; "Я - мальчик"; "Я - девочка"; "Как я помагаю маме"; "Хочу быть похожим на папу".
Дидактические игры: "Одень куклу"; "Волшебный цветок"; "Как я дома помогаю ";"Пожелания"; "Вежливые слова"; "Разложи по порядку"; "Мужские и женские профессии".
Сюжетно - ролевые игры: "Семья"; "Чаепитие"; "Дочки - матери"; "Строители"; "Ремонт - мебели"; "Школа"; "Детский сад"; "Магазин";
Игры - драматизации: "Спящая красавица"; "Сказка наоборот";
Подвижные игры: "Найди свою пару"; "А ну -ка,мальчики, а,ну -ка,девочки"; "Летчики"; "Маленькая фея";
Развлечения: "Рыцарский турнир"; "Вечер сказок";
Работа с родителями: консультации "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"; "Воспитание мальчика"; "Родители в воспитании девочки"; Индивидуальные беседы о гендерном воспитании в условиях детского сада и дома. Наглядность в виде брошюр и памяток по гендерному воспитанию. Картотека дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр. Выставка рисунков для родителей: "Портрет моей мамочки"; "Мой папа".
Анализ проделанной работы: Совместно с родителями выявить результаты проделанной работы, выявить недостатки.
Методы реализации проекта с детьми :
- практические :игры - драматизации; дидактические игры; сюжетно -ролевые игры;
-словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, консультации, рассказывание, инструкции.
-наглядные: организация выставок, конкурсов; сбор фотоматериала; рассматривание иллюстрации; информационно - агитационные стенды; личный пример взрослых.
Образовательные области:
Образовательная область "Познавательное развитие"
-"Я мальчик. Я девочка""(Рассказать детям о различиях между мальчиками и девочками).
- "Женские и мужские профессии " (сформировать у детей представление о том,что есть мужские профессии,и есть женские профессии)
Образовательная область "Речевое развитие"
- Беседы "Любимые игры мальчиков и девочек"; "Я и моя семья"; "Кто живет в твоем сердце"; "Я -мальчик"; "Я- девочка"; "Как я помогаю маме"; "Хочу быть похожим на папу"; Составление рассказов о своей семье.
Образовательная область "Социально -коммуникативное развитие"
-Д/игра "Оденем куклу"; "Волшебный цветок"; "Как я дома помогаю"; "Пожелания";
-С/Р игра "Семья"; "Дочки - матери";
Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"
- Рисование "Портрет любимой мамочки"; "Мой папа".
- Аппликация: "Галстук для папы"; "Кружка для мамы";
Образовательная область "Физическое развитие"
-эстафеты; соревнования; подвижные игры.
Содержание проектной деятельности :
1. Подготовительный : - проживание с детьми проблемной ситуации: "Каким должен быть папа, какой должна быть мама" ;
-Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей.
-блиц - опрос детей;
-изучение условий реализации проекта;
- привлечение родителей к участию в проекте;
- утверждение проекта;
- определение цели и задач;
- анкетирование родителей ;
- разработка перспективного плана работы с родителями;
- разработка перспективного плана организации досуговых мероприятий и развлечений.
Содержание: анкетирование -"Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин"; "Уделяем ли мы внимание своему ребенку"; - "Какие мальчики, какие девочки";
Тест - опрос "Игры для мальчиков"; "Игры для девочек";
2. Практический:
- проведение цикла тематических бесед;
-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей гендерной принадлежности.
-оформление лэпбука совместно с детьми.
Содержание: развлечения: "Рыцарский турнир"; "Маленькие хозяюшки"; Выставка детских рисунков "Портрет любимой мамочки"; "Мой папа"; " Лэпбук на тему: "Вот какие мальчики,вот какие девочки";
Сроки октябрь 2020 - февраль 2021 учебный год.
Продукт проектной деятельности :
Продуктом педагогического проекта является :
1. Анкета для родителей "Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин,уделяем ли внимание своему ребенку?"," Какие мальчики девочки?"
2. Тематические беседы: "Любимые игры мальчиков и девочек", "Я и моя семья", "Кто живет в твоем сердце", "Я - мальчик ", "Я - девочка", "Как я помогаю маме", "Хочу быть похожим на папу".
3. Разработки сценариев развлечений: "Рыцарский турнир", "Маленькие хозяюшки",
4. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и цикл консультаций для родителей.
5. Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию.
Перспективы развития проекта : данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Представить родителям презентацию: "Вот какие мальчики, вот какие девочки".
Заключение: Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения,которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. Подводя итог, можно с уверенностью сказать,что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются: гендерно - ориентированное поведение; нравственные качества,принятые в обществе; развиваются коммуникативные - речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.