Оксана Трохова
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Развитие мелкой моторики и познавательных процессов младших дошкольников через реализацию дидактических игр по С. Б. Горбушиной.
Введение
Игра-основной вид деятельности детей. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие познавательных процессов происходит значительно успешнее в игре, чем на занятиях. Поставленная в игровой форме обучающая задача имеет преимущество: ребенок сам понимает необходимость приобретения новых знаний и овладения способами действий. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, не замечает, что овладевает новым, хотя при этом он сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою проблему. Это доказывает, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом формирования знаний и умений детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Публикация «Педагогический проект по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, выдвигаемую взрослым (учит и играет, и игровую, ради которой действует ребенок (играет и учится). Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение образовательного материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с конкретными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыты.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущуния и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развиваются связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Пояснительная записка
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Причины:
-Нет систематической работы по развитию ручной моторики, зрительно-двигательной координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцевых и кистевых движений.
- недостаточно эффективно испозуются новые технологии по развитию речи детей.
- отсутствует преемственность в работе по развитию ручной умелости между педагогами и родителями.
Поэтому можно поставить следующую цель: разработать и внедрить эффективную систему по развитию ручной моторики и познавательных процессов через реализацию дидактических игр по С. Б. Горбушиной.
Задачи:
-используя игровые дидактические пособия С. Б. Горбушиной, создать эффективную систему по развитию ручной умелости и познавательных процессов.
- сформировать представления детей о дидактических играх на развитие мелкой моторики и познавательных процессов.
- вовлечь родителей в процесс развития ручной умелости и познавательных процессов через использование дидактических игр.
- представить сообществу педагогов эффективную модель развития ручной умелости и познавательных процессов младших дошкольников через дидактические игры.
Тип проекта:
• По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой.
• По времени проведения: учебный год -2015-2016 (декабрь-май)
• По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники проекта: младшие дошкольники, педагоги, родители.
Описание проекта:
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по развитию ручной умелости и познавательных процессов положены следующие принципы:
• Принцип дифференциации;
• Принцип практичности;
• Принцип целостности, систематичности и логичности;
• Принцип безопасности.
Средства реализации поставленных задач:
• Развивающая предметно-пространственная среда;
• Развивающие виды деятельности.
Формы работы с детьми:
• Непосредственно-образовательная деятельность;
• Дидактические игры и упражнения.
• Пальчиковая гимнастика
Методы и приемы обучения:
• Словесный (диалог, беседа, рассказ);
• Наглядный (показ, рассматривание, наблюдение);
• Практические (наглядное и совмесное выполнение работ продуктивной деятельности).
Ожидаемые результаты:
-разработана и внедрена эффективная система по развитию ручной умелости и познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста;
- сформированы представления детей о дидактических играх на развитие мелкой моторики и познавательных процессов;
- родители -активные участники процесса развития мелкой моторики и познавательных процессов у детей.
Форма представления результатов:
• Презентация результатов.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется:
• С детьми- в совместной деятельности (часть ОП, формируемая участниками образовательного процесса);
• С педагогами- в условиях проведения методической работы;
• С родителями- в совместной деятельности с детьми.
Этапы управления проектом:
1. Концептуальный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
2. Исходно-диагностический Разработка диагностического инструментария.
3. Формирующий Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итогово-диагностический Оценка уровня развития ручной умелости и познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста.
Оценка эффективности реализации Проекта:
В ходе заполняют диагностическую карту.
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.
Оценка результата воспитателем.
(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
(– 1 балл – ребенок справился с заданием.
Список использованной литературы
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. - М. Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М: Просвещение, 1991.
3. Горбушина С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. СПб ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
4. Ильина М. Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет. (Тесты и развивающие упражнения). –СПб. : Дельта, 2001.
5. Трушина Л. П. Игры на развитие мелкой моторики (Набор развивающих карточек). Издательство «Речь»