Юлия Сухова
Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5–6 лет посредством использования интерактивных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации : сентябрь 2020 г – март 2021 г.
Этапы реализации проекта :
I – Прогностический (сентябрь 2020 –ноябрь 2021 г.)
II – Деятельностный (декабрь 2020 г. – апрель 2021 г.)
III – Аналитико- рефлексивный (май 2021 г.)
Тип проекта : Тип информационно-практический
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект „Развитие связной речи детей 5–6 лет посредством использования интерактивных технологий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Овладение родным языком, развитие связной речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и
обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью
является важнейшим условием полноценного психического развития. Без
хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения,
нет подлинных успехов в учении.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из
основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной
речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с
людьми и общее интеллектуальное развитие.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых
можно регулировать процесс развития речи. Наряду с традиционными методами и приемами, мной были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, интерактивные педагогические технологии, использование мнемотехники, ИКТ.
Гипотеза.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития связной речи дошкольников.
Цель проекта :
развитие связной речи дошкольников посредством интерактивных технологий.
Задачи:
Развитие у детей монологической речи;
Формирование умений детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;
Развитие социальной уверенности при общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками
Развитие умений составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
Формирование умений составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиями;
Воспитание культуры речевого общения, доброжелательность.
развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты, «Мастер-Класс»);
создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).
Новизна: Целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении, способствует более эффективному формированию связной речи детей.
Практическая значимость:
внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
o развитие связной речи дошкольников;
o родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта включает в себя три этапа: Прогностический, деятельностный, и аналитико-рефлексивный.
1этап — Прогностический этап (сентябрь 2020 года)
изучение психолого-педагогической методической литературы;
Обследование уровня сформированности связной речи у детей;
Создание конспектов НОД
Создание дидактических игр
Создание интерактивных игр
Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников
Создание речевой среды
Изучение и использование информационно – коммуникационных технологий
Сотрудничество с родителями с целью повышения педагогической
грамотности по речевому развитию детей.
Анкетирование родителей
Создание картотек «Интерактивные технологии»
2 этап — Деятельностный этап (январь 2021 – апрель 2021 года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста:
Интерактивных игры : «Сказочные загадки», «Четвертый лишний» (Фрукты, овощи, предметы)
Разработка и апробация конспектов НОД:
Организация сюжетно-ролевых игр, спортивных игр, дидактических игр, интерактивных игр на интерактивной доске и интерактивном столе.
Обучение детей пересказу по схемам мнемотехники.
Обогащение предметно – развивающей среды :
Оформление консультаций и памяток для родителей и педагогов.
Создание кейс-технологий с использованием ИКТ.
Создание картотек по речевому развитию : «Словесные игры для детей»
Картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
Наглядный материал (иллюстрации, сюжетные картинки); Картотека «Мнемотехника»
Тематические картотеки по развитию связной речи;
Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр
Пополнение речевого уголка дидактическими играми
Работа с детьми:
Интерактивные технологии
Наблюдение
Беседа
Ознакомление с художественной литературой
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Игры-инсценировки
Сюжетно-ролевые игры.
Досуговые мероприятия
Экскурсии
С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания.
1. Применение интерактивных технологий :
Технология «Микрофон». Цель:
Используется как традиция утреннего сбора. (Обсуждение «Что я увидел, когда шел в детский сад», «Как я провел выходные», «Мой питомец» и др.
Технология «Карусель» : Цель: формирование у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. ( Игры: «Добрые и злые персонажи сказок», «Гласные и согласные звуки», «Полезное и не полезное»).
Технология «Хоровод». Цель: формирование умений выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Технология «Аквариум» Цель: Формирование о важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. (Разыгрывание ситуаций несколькими детьми, а остальные дети наблюдают и анализируют).
Технология «Работа в парах». Цель: совершенствование умений договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. («Описание картины», «Закончи предложение»)
Технология «Мнемотехника» Цель: обучение составление рассказа, обогащение словарного запаса. (Составление описательных рассказов «Описание животных», «Времена года», «Опиши предмет»)
Технология «Дерево знаний». Цель: Обучение детей правильно строить предложения. («Что нужно дереву для счастья?»).
2. НОД с использованием ИКТ
НОД Кейс-иллюстрация по сказке В. Г. Сутеевой «Под грибом» Цель: умение обсуждать поступки героев, пересказ произведения.
НОД Составление рассказа по картине «Спасли Ежа» (Ушакова О. С.) Цель: умение детей передавать общий сюжет.
НОД технология «Мозговой штурм». Цель: умение детей передавать словесное содержание.
НОД Кейс – технология «На льдине» Цель: формирование у детей способности рассуждения.
Заучивание стихотворений по технологии «Мнемотехника»
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память, расширять и актуализировать словарь
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Цель: воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
3. Дидактический материал, дидактические игры:
Д/и «Что сначала, а что потом? Цель: умение составлять сказку по картинкам в правильной последовательности с проговариванием текста.
Дидактическая игра «Времена года». Цель: Развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса.
Д/ игра «Из чего приготовим пиццу?». Цель: развитие словарного запаса.
Д/и «Фоторобот» Цель: активизировать в речи детей существительные и прилагательные.
Макет дерева «Времена года». Цель: учить детей составлять рассказ-описание, основываясь на моделировании определенного времени года.
Работа с лепбуком «Развиваем речь», «Волшебная страна», «Шипелочка»
Цель: развитие зрительного внимания, мышления, связную речь, фантазию.
Работа с кругами Луллия. Цель: совершенствование связной речи, формирование структуры предложения. («Соедини и назови на каком дереве растет?», «Противоположности», «Подбери пару».
4. Сетевое взаимодействие:
• Экскурсия в «Сельскую библиотеку» п. Дружба
(Знакомство со сказками, поучительными мультфильмами, народными праздниками»)
• Посещение детского «Дома Творчества»
• (Викторины и развлечения на разную тематику.)
5. Дидактические интерактивные игры :
Интерактивная игра «Четвертый лишний». Цель: умение назвать лишний предмет и обосновать свой ответ( «Фрукты», «Овощи», «Предметы», «Животные»)
Интерактивная игра «Сказочные герои» Цель: закрепление название сказок и сказочных героев. Развитие речи в процессе игры.
6. Режимные моменты Наблюдения
Беседа «О друзьях и дружбе», «Наши мамы»
Пальчиковая гимнастика «Репка», «Этот пальчик в лес пошел»
Отгадывание загадок разной тематики
Заучивание стихотворений по временам года
Чтение художественной литературы
Словесные игры: «Противоположности», «Рифмы», «1.3.5»
Рассматривание фотографий, сюжетных картин
7. Викторина «Путешествие по сказкам». Цель: Продемонстрировать родителям результаты, которых достигли дети к концу учебного года. Побуждать к активному монологу.
Формы взаимодействия с родителями:
1)Анкетирование «Развитие связной речи»
2) Консультации: «Как помочь развить ребенку связную речь», папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет», ««Мнемотехника, как средство развития связной речи»,
3) Памятки:
«Ваш ребенок левша», «Играем пальчиками -речь развиваем», «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения с шариком «Су-джок».
4) Родительские собрания
• «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,
• «Интерактивные технологии для детей 5-6 лет в ДОУ».
• «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
5) Мастер-класс для родителей, совместное изготовление лепбука по развитию речи «Развиваем речь».
6)Викторина по развитию речи для детей «Путешествие по сказкам»
Цель: Продемонстрировать родителям результаты, которых достигли дети к концу учебного года. Побуждать к активному монологу.
Дистанционные технологии в работе с родителями:
• Конференции ZOOM
• Онлайн консультации на персональной странице официального сайта МБДОУ Д/с №31 «Родничок»
• Мессенджер «Viber
Работа с педагогами :
• Консультации: ««Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками»
• Создание буклета «Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
• Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий детей 5-6 лет.
• Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
3 этап — Аналитико- рефлексивный этап (май 2021 год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений проведенной работы:
Обобщение и распространение успешного опыта работы по повышению связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5-6 лет
Выполнены пособия, атрибуты
Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
Разработан и проведен конспект занятия «В гостях у Ученого кота»
Оформление буклета для родителей и педагогов.
Создание лепбуков «Развиваем речь», «Волшебная страна», «Шипелочка».
Викторина для детей с участием родителей «Путешествие по сказкам»
Оценка результативности реализации проекта :
Таким образом, эффективность работы проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:
У детей развилась монологическая форма речи.
Научились связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы.
Развилась уверенность при общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками.
Научились составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Научились (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиями.
Воспиталась культура речевого общения.
Родители стали активными участниками образовательного процесса по развитию связной речи дошкольников.
Вывод:
Анализируя результаты проведенной работы, я подошла к следующим результатам, что использование интерактивных и здоровьесберегающих технологий, и их проведение улучшило показатели связной речи у детей. Кроме того, наличие зрительного плана детей, делает рассказы и рассуждения более четкими, связными, полными и последовательными. Составление сказок и рассказов по схемам мнемотехники, учит детей самостоятельной постановке вопросов, развивает логическое мышление.
Работа в этом направлении стала эффективной для становления и улучшения связной речи детей.