Лучший педагог года

Доклад на педсовет «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Татьяна Шверт
Доклад на педсовет «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ДОКЛАД

Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Разработала воспитатель:

Шверт Т. В.

2014 г.

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Публикация «Доклад на педсовет „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах

Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему необходимо ежедневное общение со сверстниками. Опыт общения теперь станет для него базой для получения новых знаний о мире. Большинство информации малыш будет получать не опытным путём, как это было раньше, а посредством коммуникации. Социализация и развитие речевых способностей – важнейшие задачи раннего возраста. Поэтому после 2 лет малышу не обойтись без посещения детского сада. В этом возрасте малыши начинают постепенно знакомиться с правилами поведения в коллективе: жить по определённым правилам и инструкциям.

Этот процесс очень важен, и пренебрегать им не стоит, так как жизнь в коллективе есть привычная среда обитания для каждого человека.

Но впервые начиная «общественную» жизнь, малышу важно правильно адаптироваться, найдя своё место в коллективе сверстников.

Итак, ребёнок попадает в детский сад. … С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.) .

Период адаптации ребёнка к условиям детского сада настолько серьезен, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.

Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Немаловажная роль в адаптации ребёнка к условиям детского сада принадлежит родителям. Родители в наш век обилия информации достаточно много знают о детских садах, об условиях содержания в них детей. Но тем не менее без направляющей помощи педагогов детского сада процесс адаптации ребёнка в детском саду пройдёт более болезненно.

Выделяется три фазы адаптационного процесса : лёгкая, средняя и тяжелая.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Для детского сада важно заранее, до начала набора детей в группу, разработать комплекс мер, направленных на облегчение адаптации, задействовав в этом процессе всех участников этого непростого периода в жизни ребё нка: директор детского сада, методист, воспитатели, специалисты детского сада, медсестра, родители.

Задачи педколлектива на период адаптации детей

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей :

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

С этой целью методист подбирает материал для воспитателей: литературу, памятки, семинары, консультации по облегчению детям процесса адаптации. Предлагаю примерную тематику работы с воспитателями.

Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду : легкую (1-16 дней, среднюю (16-32, тяжёлую (32-64 дня).

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться с взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Памятки для воспитателя:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

- и т. д.

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

8. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

9. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Примерный план работы в период адаптации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо привлечь также и родителей к работе над успешной, безболезненной и непродолжительной адаптацией их детей.

Работу с родителями необходимо начать еще до поступления ребенка в детский сад, при первом знакомстве с ними. Собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого родителям предлагается заполнить анкету

Следующий шаг к заочному знакомству с будущим воспитанником – заполнение родителями паспорта семьи, который поможет воспитателям в работе:

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н. В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л. Н. -М. ,1983.

3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М. : «Просвещение», 1988.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Ребенок, находясь в определенных сравнительно устойчивых условиях, постепенно приспосабливается у окружающей действительности, адаптируется.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Адаптация детей к условиям детского сада Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным.

Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада Актуальность проекта. Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду.

Консультация для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада по ФГОСАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада по ФГОС Доклад на тему «Адаптация детей в группе раннего возраста» Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой.

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Высокая адаптивная способность, которая.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Когда ребенок приходит впервые в детский сад – для.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. Наличие у ребенка своеобразных.

Сценарий родительского собрания «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Сценарий родительского собрания: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Автор: Орлова Надежда Анатольевна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на педсовет «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 03:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД