Татьяна Рубцова
Педагогическое мероприятие «Русские богатыри.»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Звучит музыка, показ слайдов «Богатыри» (дети входят под музыку в зал, садятся на стульчики).
Воспитатель: Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Жили среди них люди богатырской недюжной силой и звали их богатырями.
Публикация «Педагогическое мероприятие „Русские богатыри,“» размещена в разделах
– Ребята, а кто такой богатырь нам расскажет Софья
Софья:
Силён, как вольный ветер
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей.
Беседа.
– Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатыри – человеки).
Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихии? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).
– Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
-Ребята, мне сегодня принесли очень старую книгу. Вот она. Что же в ней, О да здесь много былин, есть еще картинки богатырей. Да мы же не вспомнили о Святогоре! Что же нам говорит же о нем написано в книге? Давайте почитаем. Книга, ребята, настолько стара, что букв почти не видно. А давайте мы с вами сами вспомним.
Что мы знаем о Святогоре?
Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
– С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит, побратались? (стали как братья)
– Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).
– Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).
– Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской).
– Куда же исчезли богатыри – великаны?
В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
2. Что такое Былина?
– Былина произошла от слова быль, было.
3. Кто слагал Былины о богатырях?
– Сказитель.
4. Как сказитель рассказывал Былину?
– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
(Под гуслярную музыку появляется сказитель)
Сказитель: Ой вы добры молодцы, да красны девицы! Велика Россия, широки ее просторы. Как не любить соловьиные трели, широкие реки, поля пшеничные. А народ! Какой народ в России-матушке!
Расскажу я вам о богатырях славных, о защитниках земли русской, как повстречался они, да побраталися. Чтобы вместе стоять против врага лютого, врага лютого да ненавистного.
Из того ли города из Мурома,
Из того ль села да Карачарова
Выезжает добрый молодец на добром коне.
Богатырь – Илья Муромец (на деревянной лошади скачет Илья Муромец).
А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет (выезжает навстречу на коне Добрыня).
Илья:
Здравствуй, добрый молодец. Ты скажи-ка, кто ты есть такой?
Добрыня:
А как скажет про то мой тяжелый меч! Как отшибу тебе да буйну голову!
Сказитель:
Соскочили они с добрых коней, да бороться стали: двое суток боролися, а на третьи сутки запросил Добрыня у Ильи прощения.
Добрыня:
Не моги казнить меня, а моги миловать. Будем с тобой братьями названными.
Илья:
Будем ездить по чисту полю, биться с нечистью басурманскою, да охранять нашу землю-матушку.
(Обнялись Илья и Добрыня, садятся на лошадей и скачут вместе).
Сказитель:
Много ли прошло времени, про то неведомо, а только родился на Руси еще один богатырь – Алеша Попович. Не по дням, а по часам рос (выезжает на лошади Алеша).
В ту пору повадился на Русь татарин-царь похаживать.
Земли русские жечь.
А Алеша Попович горяч был,
Закричал он громким голосом.
Алеша:
Эй, дружина храбрая, двум смертям не бывать, а одной не миновать. Напустим мы на рать силу несметную, освободим от напасти Русь-матушку!
Сказитель:
Услыхали о том Илья Муромец с Добрыней Никитичем, в Киев –град приехали. Побраталися богатыри между собой. Старшим назвали Илью Муромца. Средним – Добрыню Никитича, а младшим – Алешу Поповича (богатыри встают как на картине В. Васнецова).
Илья Муромец:
А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять.
Добрыня и Алеша вместе:
Станем землю русскую от недругов оборонять.
Вот так стали дружить и землю свою родную защищать три богатыря. А у меня путь-дорога длинная, много у меня на пути селений и деревень (под гуслярную музыку уходит).
Вот они славные богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину (Русь) от врагов стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнет, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдет.
И сегодня мы сразимся не силой, а умом и поучаствуем в викторине, которая называется «Былинные богатыри земли Русской»
Нам нужно сейчас разделиться на дружины. Для этого нужно выбрать себе жетон и подойти к своему капитану – богатырю. У каждой дружине будет свой колчан и за каждое состязание получить стрелу. В конце викторины мы посмотрим, какая самая сильная дружина.
Богатырское наше правило,
Надо другу в беде помочь.
Богатырская наша сила,
Силой силушкой превозмочь.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
Ждут на вас серьёзные испытания, не боитесь трудностей? Готовы?
- Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? (сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).
-Так сразимся в знание пословиц о доблести, смелости и любви к Родине.
Пословицы:
1. Сам погибай, а товарища выручай.
2. С родной земли – умри, не сходи!
3. За край свой насмерть стой!
4. За правое дело стой смело!
5. Жить – Родине служить.
6. Счастье Родины – дороже жизни.
7. Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!
8. Не родом богатырь славен, а подвигом.
9. Кто смел, тот и на коня сел.
10. Волков бояться в лес не ходить.
11. На Руси не все караси, есть и ерши.
12. Богатырь умрет, имя его останется.
- Успешно прошли одно испытание. Следующее сражение.
«Отгадал загадку, найди отгадку».
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
5. Летит птица перната без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)
6. Под шлемом скрыта голова,
Ведёт он войско на врага. (Воевода)
7. В старину все это знали,
Как же войско князя звали? (Дружина)
8. Он красив, силён, могуч,
Он грознее грозных туч
И умнее всех, нет слов.
Много у него голов. (Змей Горыныч)
9. В древности для ратных дел
У бойца был самострел.
Тетивой согнув дугу,
Он стрелу пускал врагу. (Арбалет)
Подведем итоги.
А сейчас викторина для вас. Отвечай, и стрелу получай.
Викторина – презентация.
1. Почему Алешу назвали Поповичу.
2. Назовите отрицательных персонажей былин.
3. Кто из богатырей не мог ходить до 33 лет.
4. Почему Илью прозвали Муромцем?
5. С кем дрался Алеша Попович?
6. Кого победил Добрыня Никитич?
7. Как называется картина? Кто художник?
8. Как звали легендарного богатыря-пахаря?
9. Как назывались на Руси этих людей? На каком инструменте они играли?
10.
– Что означал на щите знак Солнца? (Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь).
- Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, зерна пшеницы? (Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников).
- Уходя в поход богатыри совершали обряд. (кланялись на все 4 стороны, читали молитву, просили благословления у отца, матери или у старшего по роду, уходя брали горсть земли родной, чтоб вернуться.
Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех с далёких времён от наших предков.
Обряд – поклонение «Дубок»
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
КИРИЛЛ:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле.
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное. !
Воспитатель: Коль сила у вас.
Покажите еще раз сейчас,
Ни мечем и не щитом,
А своим умом!
Задание для богатырей «Собери меч!». (Кто быстрей).
Подводим итоги.
А сейчас, я подарю вам на память о нашем занятии каждому из вас «талисман дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми.
- Ребята, а еще в старину был такой обычай, когда богатыри возвращались домой с победой. То устраивали ПИР НА ВЕСЬ МИР!. Вот и мы со всеми дружинами сейчас устроим.