Нина Даньшова
План конспект образовательной деятельности «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект образовательной деятельности
«Бабушкин сундучок»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: формирование представлений у детей о русской народной культуре
и традиций.
Задачи:
1. познакомить детей с тряпичной народной куклой.
2. Дать понятие «оберег».
Публикация «План конспект образовательной деятельности „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах
3. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
4. Учить работать с тканью: скручивать, завязывать.
5. Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке).
Материал: Куклы разных времен, матерчатые куклы, белая ткань размером 20х20 см по количеству детей, вата, шерстяные и хлопчатобумажные
нитки, лоскуты белой и цветной ткани.
Оборудование: компьютер, оформленная выставка
Музыка : русская народная песня «Купала»
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня у нас необычное занятие, к вам пришли гости.
Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель:
О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии вы узнаете из загадки:
Может она сидеть в коляске,
закрывать умеет глазки.
Волосы льняные,
глазки голубые.
И обуты ножки в синие сапожки.
На красавице – пальто.
Догадались? Это кто? (кукла)
Воспитатель: Ребята, а зачем нужны куклы?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята! Я вас приглашаю на выставку, где очень много самых разных и удивительных кукол.
(выставка современных кукол)
Воспитатель:
Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все нарядные, не похожие друг на друга.
Современные куклы очень красивые, но давным – давно в далеком прошлом куклы были совсем другие не похожие на современные куклы их делали сами люди. Хотите узнать какими куклами играли прабабушки и прадедушки?
(дети садятся вокруг на ковер)
Воспитатель:
Тогда, давайте сядем на ковер и все увидите, и узнаете. Ребята,я вам принесла бабушкин сундучок, он не простой, в нём живут необычные куклы, тряпичные куклы. Ребята, а какую куклу можно назвать - тряпичная кукла?
Воспитатель:
Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег.
Ребята, а вы знаете, что такое оберег?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом, приносит счастье.
Ребята, вы готовы увидеть куклы, которыми играли наши прабабушки, прадедушки? Открываем наш волшебный сундучок!
(Воспитатель, достаёт сундучок в котором находятся тряпичные куклы) (Достаёт пеленашку)
Воспитатель:
Эта кукла - пеленашка. Делала такую куклу мама и вешала эту куколку над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
Ребенок играл с куклой: нянчил, кормил, укачивал её.
Дети подрастали и учились сами делать кукол, посложнее – вот такую, посмотрите - закрутку. Куклы были яркими, пестрыми, красочными.
Воспитатель:
Ребята, а вот кукла,которая называется «Отдарок на подарок».
Как вы думаете, почему она так называется?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Я вам расскажу. Раньше на Руси дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности.
Воспитатель:
Ребята, вы обратили внимание,что наши куклы безликие,
т. е. без лица. В старину люди верили в нечистую силу: в леших, Бабу ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Поэтому кукол делали безликих, чтобы в ней не поселилась недобрая душа.
Воспитатель: Ребята! Давайте отправим наших куколок обратно в сундучок,а мы с вами встанем и немного отдохнем.
Физминутка (музыка русско-народная «Купала»)
У Матрены у старушки (хлопаю в ладоши)
Жили в маленькой избушки (показать избушку)
Семь сыновей, семь дочерей (Показать семь пальцев)
Без бровей (очертить брови пальцем)
Они не пили, не ели (одной рукой понести ко рту чашку, другой ложку)
На Матрену все глядели (держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делали вот так (ребенок показывает любое движение)
Воспитатель: Отдохнули! Молодцы! Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем творить чудеса.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать куклу «отдарок на подарок».
В работе совершенно не используются иголка — только закрутка тряпочки и завязывание её ниткой.
Ребята создавая куклу- оберег нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете.
Если вы будете постоянно думать о этом человеке, кукла –оберег действительно защитит этого человека от бед.
Для изготовления куколки нам понадобиться прямоугольный кусочек ткани, кусочек ваты для головы, тряпичный столбик для рук и нитка.
Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла.
(Воспитатель показывает и рассказывает технику изготовления куклы)
Последовательность изготовления куклы – закрутки:
1. Взять ткань, согнуть ее пополам.
2. Изготовление головы:в середину ткани положите комочек ваты - это голова.
3. Одной рукой держите за голову, а другой возьмите нитку за край.
Вокруг головы обмотайте ниткой 3 раза, посмотрите у нас ещё осталась нитка она нам пригодиться.
4. Возьмите тряпичный столбик, вложите ее под головой в ткани – это будут ручки, расправьте платьице и обмотайте этой же ниткой под руками куклы, у нас ещё остался хвостик у нитки.
Сейчас будем оформлять кофточку- крест на крест, с одного плеча куклы на другое.
Воспитатель:Ребята, возьмите своих куколок и пойдемте на коврик.
Какие вы молодцы! Какие красивые куклы у нас получились!
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- А как называется кукла, которую мы сделали!
(«отдарок на подарок»)
- Почему она так называется?
- Почему куклам в старину не рисовали лицо?
- Вам понравилось изготавливать куклу?
Эту куколку вы можете подарить самому близкому,любимому человеку и эта куколка будет его оберегать.
Воспитатель: На этом наше знакомство с куклами закончено.
Мне очень было приятно с вами по общаться.
На прощанье в этот час.
Поблагодарить хочу я вас.
Всем спасибо за терпенье.
За улыбки, за веселье.