Хребет Лариса Станиславовна
План-конспект открытого интегрированного музыкального занятия для детей подготовительной группы «Зимняя музыкальная прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого интегрированного музыкального занятия
для детей подготовительной группы.
Тема: "Зимняя музыкальная прогулка".
Тип занятия : Интегрированное.
Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи:
Публикация «План-конспект открытого интегрированного музыкального занятия для детей подготовительной группы „Зимняя музыкальная прогулка“» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.
2. Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
3. Обучающая – продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.
Интеграция прослеживается в следующих образовательных областях:
"Здоровье" - сохранение физического и психического здоровья.
"Физическая культура" - формирование правильной осанки.
"Социализация" - включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношений со сверстниками.
"Безопасность" - правила поведения в игре.
"Познание" - формировать элементарные представления об окружающем мире.
"Коммуникация" - развивать свободное общение взрослых и детей, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны; грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
"Чтение художественной литературы" - декламация стихов.
"Художественное творчество" - рисование.
"Музыка" - развивать музыкально – художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству (прослушивание классических музыкальных произведений).
Предварительная работа:
1. Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику, заучивание песен, хороводов;
2. Разучивание зимнего массажа;
3. Индивидуальная работа с детьми; рисование зимних картинок;
4. Наблюдение за зимними явлениями в природе; просмотр видео клипа "Репродукции Третьяковки "У камелька", просмотр видеоклипа "Времена года. Зима", Видеопрезентация "Времена года". Январь. Творчество П. И. Чайковского "У камелька".
5. Изготовление пригласительных для родителей.
Оборудование и материалы:
1. Музыкальный материал :
"У камелька" ("Январь") из цикла "Времена года" (музыка П. И. Чайковского);
"Зима" (музыка А. Вивальди);
"Вальс" из муз. иллюстр. к повести А. Пушкина "Метель" муз. Г. Свиридова;
"Серебристые снежинки" Сл: Раиса Панина, Музыка : Андрей Варламова;
Рус. Нар. мелодия обр. М. Иорданского "Как на тоненький ледок".
2. Использование ИКТ:
Видеоклип "Репродукции Третьяковки "У камелька";
Видеоклип "Времена года. Зима";
Видеопрезентация "Времена года. Январь". Творчество П. И. Чайковского "У камелька".
3. Раздаточный материал, ТСО:
Браслеты-бубенцы, обруч-поводья "Волшебные санки";
Бумажные резные снежинки, свечки, гуашь, шаблоны рисунка, кисточки для каждого ребёнка;
Цифровое пианино, баян, бубенцы, компьютер, телевизор (в качестве проектора, фонограммы произведений.
Ход занятия.
План :
1. Приветствие: Валеологическая распевка 2 мин.
2. Музыкально-ритмические движения - 2 мин.
3. Видеклип "Времена года. Зима" с обсуждением-игрой «Волшебная снежинка».-4 мин.
4. Здоровьесберегающий блок: Зимний массаж – 1 мин.
5. Подвижная игра "Снежинки" - 2 мин.
6. Развитие чувства ритма: ритмический узор – 2 мин.
7. Творчество: стихи, танец, песня-хоровод с бубенцами - 4 мин.
8. Слушание музыки : ознакомление с произведением, посиделки у камелька, пальчиковая игра "Пламя свечи" – 4 мин.
9. Самостоятельная деятельность: рисование с прослушиванием - 6 мин.
10. Итог занятия : обсуждение, психогимнастика "Лучик" - 2 мин.
Звучит музыка П. Чайковского Декабрь "Святки". Дети входят в зал, встают в круг.
Музыкальный руководитель :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
"Доброе утро!" –
"Здравствуйте и добрый день!" –
И пропеть нам всем не лень.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя и детей. ("Добрый день, ребята".)
Музыкальное приветствие детей и гостей. ("Добрый день, гости".)
Муз. рук: Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. Давайте посмотрим в окно и поздороваемся с солнышком.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро".
(автор О. Н. Арсеневская). "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду".
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день Хлопают в ладоши.
Будет веселее.
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки.
Как в саду цветочки! Вверх, выполняя "фонарики".
Разотрем ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Муз. рук: Ребята, у меня для вас интересная новость. Королева Музыка пригласила нас сегодня на прогулку по музыкальному парку. Но попасть в этот парк не так просто, ведь на улице зима и я слышу приближение вьюги. Мы сможем преодолеть этот путь, если будем чуткими и внимательными к музыке и постараемся верно, выполнять движения. Ну что, вы готовы отправиться в это увлекательное путешествие? Тогда возьмитесь за руки и сделайте правильный круг.
Выполнение музыкально-ритмических упражнений.
Муз. рук: "Мелким шагом друг за другом быстро двигаемся кругом". Выполняем приставной шаг вправо (исполняется музыка разного характера в зависимости от смены движений, дети выполняют шаги).
"Ветер станет завывать, нам назад пора бежать". Семенящими шагами спиной возвращаемся на свои места (дети бегут, тянут друг друга назад).
"Впереди сугробы, высоко поднимем ноги".
"А теперь легко бежим, за носочками следим". Бег с захлёстом голени назад.
"Морозный воздух мы вдохнём, с веточек снежок стряхнём" (движение на восстановление дыхания).
"Вьюга всё не затихает, вместе с нами завывает" (изображаем вьюгу на звук У).
"А теперь превратимся с вами в ветер" (изображают ветер на звук С).
Посмотрите, вот мы и оказались в зимнем парке. Давайте присядем на полянке и посмотрим: зимой парк выглядит сказочно. Дети, по просьбе педагога, присаживаются на имитацию- пенек. А увидеть зимнюю красоту нам поможет волшебная музыка.
Видеопрезентация «Времена года» Зима. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (музыка Г. Свиридова)
Ребята, давайте попробуем подобрать красивые слова для описания зимнего парка.
Игра «Волшебная снежинка». Цель данной игры: активизация словаря, формирование навыков активного использования детьми всех частей речи.
Дети, передавая снежинку, придумывают слова о зимнем парке, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Парк сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный… серебристый, голубой, пушистый, очаровательный, холодный, белоснежный, морозный, таинственный)
Ребята, молодцы. Как много вы знаете зимних красивых слов. Дети, а что-то у меня руки от зимней стужи не отогреваются. Давайте погреем их.
Сделаем сейчас массаж. (Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез).
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Идет по спинке холодок – (постукивают пальчиками по спине друг друга)
Ок-ок-ок. (стучат ладонями по спине сверху вниз)
Дует зимний ветерок - (гладят ладонями)
Ок-ок-ок. (стучат ладонями)
Сделаю тебе массаж - (растирают ребрами ладоней)
Аш-аш-аш. (стучат ладонями)
Тебя согрею, друг ты наш - (поколачивают кулачками)
Аш-аш-аш. (стучат ладонями)
Муз. рук: Согрелись, мои ребятушки? Молодцы! Кто на морозе не сидит, тот никогда не замерзнет!
Подвижная Игра «Снежинки».
Цель: Активизировать детей в движении - имитация полета снежинок. Развитие воображения.
Затихает музыка, дети останавливаются, замирают в виде снежной фигуры. Подойдя к каждому ребенку, воспитатель, пытаясь угадать, узнает, в какую фигуру превратился каждый ребенок.
Ход: Звучит «Зима» (музыка А. Вивальди);
Воспитатель произносит слова игры:
Снежинки летайте, летайте, летайте
Скорее в фигуры свои превращайтесь.
Кира прочитает стихотворение А. С. Пушкина
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес вдали чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Ритмический узор.
М. Р. : А сейчас я предлагаю из снежинок составить ритмический узор и прохлопаем его хлопками (большая снежинка – ТА, маленькая-ТИ) (используем дидактический материал). Дети отстукивают ритм хлопками.
Муз. рук. : Музыкальный зимний парк- волшебный, и наши снежинки превратились в красивых девочек.
Девочки танцуют «Вальс снежинок»
Муз. рук: А за что вы любите зиму, чем она вам нравится?
Дети: Играть в снежки, строить крепость, лепить снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах, можно кататься на коньках и т. д. (за каждый ответ ребёнку вручается браслет-бубенцы).
А давайте станцуем хоровод «Как на тоненький ледок». и подыгрывать волшебными музыкальными бубенцами.
М. Р. : А теперь, ребята, поспешите, ведь скоро откроется «Галерея композиторов». Давайте присядем в санки, (трое мальчиков – вороные кони, в руках держат обруч. украшенный новогодним дождиком и колокольчиком, девочки друг-друга держат за юбочки)и с веселым ветерком прокатимся!
Слайд Музыка и «Времена года».
Муз. рук: Вот мы дошли до центральной аллеи парка. Посмотрите, в нем есть волшебная музыкальная «Галерея композиторов» Многие композиторы, поэты, живописцы любили зимнее время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски. Здесь нас ждет встреча с музыкой великого композитора, который написал цикл пьес «Времена года».
Слайд Музыка и «Времена года»
Ребята, а какой композитор написал музыкальный альбом «Времена года»?
Дети: П. И. Чайковский.
Слайд портрет композитора
Муз. Рук: Правильно! С его творчеством мы уже давно знакомы. Кто из вас вспомнит и назовет пьесы из этого цикла, которые мы с вами слушали?
Дети: «Осенняя песнь», декабрь «Святки».
М. Р. : В музыкальном альбоме Чайковского «Времена года» — двенадцать небольших пьес — по числу месяцев в году. И сегодня, я предлагаю вам познакомиться, еще с одной пьесой, которая называется «Январь». П. И. Чайковский, этой пьесе, дал ещё одно название — «У камелька».
Слайд А. С. Пушкин. Катя прочитает стихотворение.
Катя: И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
Слайд У камелька.
Звучит музыка П. Чайковского «У камелька» продолжительность 5 минут, на фоне 1части произведения звучит рассказ:
М. Р. : «Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате.
Прости, дружок, я и забыла, что, если ты живёшь, в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.
В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фразочка — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.
Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку.
Настя (в процессе звучания музыки произносит) :
Вечереет, за окном темно,
Только нам уютно и тепло.
Может, сказка бродит у окна,
В этот вечер заглянула к нам она.
Продолжает звучать 2 часть произведения «У камелька»
Выполняют пальчиковую гимнастику «Пламя свечи»(кисти рук- свеча, пальцы-пламя)
Амин:
Окончен бал. Зиме пора. Другая гостья у двора.
Но, чтоб согреться нам слегка, мы посидим у камелька. Детям предлагается расположиться рядом с камельком в свободной позе.
М. Р. : - Какая это музыка? О чем она вам рассказала?
М. Р. : - Вы правильно поняли музыку!. Затихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.
Мы, как бы увидели язычок пламени,который то спокойно, то ярче мерцает в камине. Вам понравилась картина, нарисованная красками музыки? Не хватает только красивых художественных красок! А теперь прошу Вас слушать внимательно эту музыку, и самому разукрасить волшебный вечер у камелька.
Подходите к столам. Каждый из вас будет рисовать на своём листе-шаблоне.
(звучит музыка П. И. Чайковского «Январь» «У камелька», дети выполняют работы).
Я думаю, что ваши рисунки очень понравятся нашим гостям.
М. Р. : Ну, вот мы и побывали с вами в волшебном музыкальном парке, полюбовались на его красоту. А теперь нам пора возвращаться. Давайте возьмемся за руки и скажем волшебные слова:
По тропинке мы пойдем,
В детский сад скорей придем.
Муз. рук:
Вот мы и в детском саду. Скажите, понравилась ли вам прогулка по зимнему парку?
Что нового вы узнали? Чему научились? А что вам запомнилось больше всего?
А какое настроение у вас после зимней музыкальной прогулки?
Дети: Веселое, радостное, солнечное.
Муз. рук. : Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.
Психогимнастика «Лучик».
К солнышку потянулись, (Дети выполняют движения руками по тексту)
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
Муз. рук. :
Уважаемые взрослые! Предлагаю вам поблагодарить наших детей и попрощаться, и сделать это по- музыкальному : пропеть грустно, длинными нотами «До свидания», а дети, эту же фразу- весело, короткими нотками.
Дети прощаются и уходят из зала.
Литература:
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», все группы. — СПб. : Композитор, 2009.
«Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор – составитель О. Н. Арсеневская; Учитель. 2012г.