Любовь Сердинова
План-конспект урока ИЗО по теме «Мастер изображения учит видеть (урок-путешествие)». 1 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Урок 3
МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ (урок-путешествие)
Образовательные ресурсы:
• зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; детские работы, выполненные в технике аппликации; осенние листья;
• художественные материалы: гуашь, кисти;
• литературный ряд: стихи, загадки;
• музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных».
План урока
Публикация «План-конспект урока ИЗО по теме „Мастер изображения учит видеть (урок-путешествие)“, 1 класс» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Беседа «Мастер Изображения учит видеть».
2. Осенний пейзаж. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.
3. Творческая практическая деятельность учащихся: изобразить сказочный лес.
Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить с понятием «форма».
Задачи художественного развития учащихся:
• формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
• развитие способности к творческому самовыражению;
• развитие наблюдательности и творческого воображения;
• развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.
Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса).
Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе.
1. Приветствие.
Пришли ребята в светлый класс,
И вы поздравьте нас сейчас:
Учились мы читать, писать,
Учиться будем рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
– Тема нашего урока – «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».
III. «Осенний пейзаж». Введение в тему урока.
1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста).
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Коммуникативные УУД складываются в процессе рассуждений и диалога «учитель – ученик».
– Вы готовы к путешествию в осенний лес?
– Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.)
– Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? Послушайте отрывок из стихотворения.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
И. Бунин
– Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь?
– Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно-красный.)
– Вы видели в природе листья такого цвета?
– Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»?
– Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер:
Если видишь,
на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
– Сравните рисунок и эти строки. Вы согласны с автором стихотворения? Так что же такое пейзаж?
2. Работа по учебнику.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (умение сравнивать, анализировать); умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
– Откройте учебник на с. 14. На что похожи опавшие листья?
– Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу.
– Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром?
– Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?
– Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?
ОСЕНЬ
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены
Пурпуром осенним, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!»
З. Федоровская
Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми определениями цвета красок.
– Так какие же краски разводила осень?
– Какие цвета вам не известны?
– Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покраснели; пурпур – ярко-красный цвет.)
– Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.)
– Обратите внимание на иллюстрации на с. 15. На что похожи капли дождя на листьях растений? (На сверкающие драгоценные камни.) (Сравнительный анализ.)
– Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.)
– Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть
и учиться видеть в обыкновенных предметах что-то особенное?
– Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета?
– Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.)
– На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.)
– Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали?
– Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии?
– Какой формы деревья? (Ответы детей.)
– Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях?
– Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на с. 17 учебника?
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Поднимают руки вверх.
Дунул ветер – полетели. Движения руками
Мы летели, мы летели из стороны в сторону.
И на землю тихо сели. Приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Кружатся на месте.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. Садятся по местам.
IV. Педагогический рисунок.
Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.
– Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.
Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?
Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.
– Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)
– Правильно, лист сирени похож на треугольник.
– На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)
– Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.
– Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие
по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.
– Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.
– Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.)
– Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.
Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
– Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
– Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся.
Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника.
Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.
– Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев.
Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях рисунков, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, ценителя искусства.
3. Обобщение по теме. Рефлексия.
Коммуникативные УУД.
– Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)
– Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)
4. Уборка рабочего места.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.
Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.