План по самообразованию на тему «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Агафонова Наталья
План по самообразованию на тему «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – 01.09.2020

Предполагаемая дата окончания работы – май 2021

Тема: «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, курсов повышения квалификации, самообразования;

2. Использовать и внедрять новые образовательные технологии в своей работе;

3. Разработать перспективный план кружковой работы с детьми подготовительной к школе группы на 2017-2018 учебный год;

4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества обучения детей; разработка новых форм, методов и приёмов обучения.

2. Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей. Создание собственной базы лучших конспектов занятий, интересных приёмов и находок.

3. Устойчивая положительная мотивация к учению у воспитанников.

4. Публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах.

5. Создание в группе центра интеллектуальных игр «Умники и умницы".

6. Организация работы кружка "Юный шахматист".

7. Разработка и проведение мастер-классов для педагогов, обобщение опыта по исследуемой теме

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- работа с родителями посредством родительских собраний (электронные ресурсы, индивидуальных консультаций.

Актуальность.

«Шахматы – это пробный камень человеческого ума».

И. Гете

Шахматы – мудрая, древняя игра, которой уже почти полторы тысячи лет. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, она в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, очень мощный инструмент гармоничного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Шахматы – это проверенная временем и разными нациями технология развития интеллектуального потенциала детей. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Этапы работы над темой

Сентябрь - май

- изучение методической литературы;

-поиск интернет – ресурсов;

-картотека использованной литературы и интернет ресурсов.

Сентябрь

-изучение условий организации обучения дошкольников игре в шахматы;

- разработать перспективный план работы с детьми;

-использование методики И. Г. Сухина, направленной на обучение детей способности действовать «в уме»;

-разработка анкеты для родителей;

- создание шахматного центра в условиях детского сада;

-аналитическая справка по результатам мониторинга;

- подбор и изучение литературы по теме;

-анкета для родителей «Юный шахматист»

Октябрь - март

- разработка методических материалов для работы;

-повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы;

-организация шахматного уголка в группе;

- курсы повешения квалификации;

- участие в городском методическом объединении;

-участие в творческих группах по созданию условий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды;

Декабрь - апрель

- сбор фото - и видеоматериала для составления отчета о проведенных мероприятиях;

- фотоотчёт;

Май

-подготовка материалов для презентации о проделанной работе;

-публикация опыта работы.

-презентация опыта работы;

-размещение статей в печатных изданиях и электронных СМИ.

Работа с детьми

Сентябрь – апрель

- практические занятия согласно планированию программы «Приключение пешки»;

Февраль

-проведение отборочного тура конкурса «Юный шахматист»

Март

-участие в муниципальном конкурсе «Юный шахматист

Май

-разработка конспекта спортивного мероприятия: «Страна черно-белых королей»;

-проведение спортивного мероприятия: «Страна чёрно-белых королей»

Работа с родителями

Сентябрь

- разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ;

- аналитическая справка по итогам анкетирования.

Октябрь - март

-привлечение родителей к подбору материалов по данной теме;

- подготовка наглядной информации, брошюр, буклетов;

-материалы, собранные родителями;

-консультация для родителей «О пользе шахмат»;

Январь - март

-подготовка и проведение открытых занятий;

- семейный конкурс творческих работ «Волшебные рисунки»;

-конспекты занятий;

-работы выставок «Волшебные рисунки»;

Май

- шахматный турнир «Мама, папа, я – шахматная семья»;

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
План по самообразованию на тему «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 января 2021 в 22:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

Конспект занятия «Солнечная система»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы Развивающие задачи: 1....
План работы музыкального руководителя с родителями
План работы с родителями на 2020 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель Савинкина Т. Ю. Сентябрь Посещение родительских собраний с целью...
Фотоотчет «Как мы поздравляли мам в предверии 8 марта» в подготовительной группе
Цель: создание положительного эмоционального настроя, укрепление отношений в семье, воспитание чувства любви и нежности к близким людям. Задачи: через...