Папки-передвижки

Развитие умственных и творческих способностей детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина

Манн Татьяна Ивановна
Развитие умственных и творческих способностей детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в работе по познавательному развитию с детьми раннего возраста, через современные технологии и развивающие игры Б. П Никитина.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Публикация «Развитие умственных и творческих способностей детей раннего возраста посредствам игр Б, П Никитина» размещена в разделах

Изучить влияние развивающих игр Б. П. Никитина на усвоение сенсорных эталонов детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Разработать серию дидактических игр и занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;

Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Актуальность

Одной из самых удивительных загадок, существующих в мире, является возникновение сознания у ребенка. Посмотрите на новорожденного младенца. Как он беспомощен и слаб! Он ничего не понимает и ничего не умеет. Он может только спать, кричать, сосать. Он, кажется, совершенно не доступен педагогическим воздействиям. Как это беспомощное существо начинает развиваться и как превращается в разумного человека, умеющего действовать целенаправленно, творчески и последовательно? Когда уже можно и нужно начинать его воспитывать?

Как показали работы учебного Н. М. Щелованова, его сотрудников и учеников, для развития ребенка даже на первом году жизни существенное значение имеет не только физический уход, но и организация всей его жизни.

Актуальность темы связана с усиливающимися в настоящее время интересом к развитию детей раннего возраста.

Вопросы сенсорного воспитания стоят в центре внимания дошкольной педагогической науки на протяжении многих лет. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. Б. Запорожец, А. Л. Усова, Н. П. Cакулина, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является основой разных сторон развития личности.

Представителями отечественной антропологической педагогики были определены сущность и значение первоначального сенсорного воспитания и развития, научно обоснованы содержание и принципы воспитания сенсорных способностей и организовано практическое осуществление сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях России конца X1X - начала XX века.

Развивающие игры Б. Н. Никитина дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Кубики Б. П. Никитина способствуют развитию : мелкой моторики, формируют сенсорные эталоны цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, абстрактного мышления.

Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :

Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего и младшего дошкольного возраста.

Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Главное отличие игр Б. П. Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т. д.

Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

I этап – Организационно-диагностический.

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап – Теоретический.

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки дидактических игр).

III этап – Обобщающий.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

Используемые методы: словесный, наглядный, практический.

Проведение дидактических игр

Использование наглядного материала.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук.

Формы работы с детьми:

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Индивидуальная работа с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

Анкетирование родителей: «Кубики Б. П Никитина».

Консультация «Кубики Б. П Никитина – двигатель развития ребенка».

Консультация «Дидактические игры для развития мышления».

Консультация «Организация дидактических игр в домашних условиях».

Консультация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста».

Консультация «Кубики Б. П Никитина – играем вместе с детьми».

Выставка книг «Развиваем логику детей».

Индивидуальные и групповые беседы

Родительские собрание «Развитие познавательных интересов детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина».

Оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

Папка – передвижка «Поиграй со мною мама».

Папка – передвижка «Игры для детей на изучение формы, цвета и величины».

Папка – передвижка «Игры между делом».

Папка – передвижка «Развитие сенсорных способностей по средствам дидактической игры».

Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Буклет «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б. П.

Семинар-практикум для родителей по теме «Особенности и правила развивающих игр Б. П Никитина»

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Перспективный план работы

Месяц Работа воспитателя

Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег по данной теме. • «Волшебные кубики-знакомство».

Цель: познакомить с кубиками Никитиных, с различными цветами граней.

«Дорожки для зверюшек».

Цель: выкладывание дорожек: синих, красных, желтых.

«Укладывание кубиков в коробку».

Цель: укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх.

«Разноцветные дорожки».

Цель: выложи дорожки для зверушек по образцу. Исследование представлений родителей о игровой технологии – кубики Никитина. Анкетирование родителей.

Октябрь Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе за счет изготовления игр и пособий.

Подбор материала по теме.

Разработка программы самообразования и плана работы с детьми на новый учебный год по данной теме. • «Шарфик для куклы».

Цель: выкладывать цветные дорожки используя кубики по собственному усмотрению.

«Сложи квадрат».

Цель: сложить из кусочков целый квадрат.

«Разноцветные дорожки».

Цель: из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую.

«Нарисовать животных».

Цель: из кусочков квадрата «нарисовать» животных, предметы по собственному замыслу. Консультация «Кубики Б. П Никитина – двигатель развития ребенка».

Ноябрь

Консультация для педагогов: «Интеллектуальные развивающие игры Б. П Никитина».

Подобрать картотеку развивающих игр Б. П Никитина • «Сложи цвета».

Цель: научатся раскладывать части квадрата по цветам, называть цвета.

«Сложи квадрат».

Цель: разложить кусочки квадрата по цвету.

«Сложи кубики в коробку».

Цель: развернуть кубик таким образом, чтобы сверху и сбоку были видны грани определенного цвета.

«Кроватка для куклы».

Цель: выложить для куклы кроватку определенного цвета.

Папка – передвижка «Поиграй со мною мама».

Родительские собрание «Развитие познавательных интересов детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина».

Декабрь

Повысится уровень теоретических знаний о применении игровых технологий по методике. • «Сложи елку».

Цель: выкладывают елку, выбирают подходящие (половина кубика синяя, вторая половина жёлтая) и строят (опираясь на образцы).

«Домик для куклы».

Цель: выложить домик определенного цвета.

«Дорожка».

Цель: выложить дорожку из кубиков с чередованием цвета и с соблюдением простых закономерностей.

«Сложи квадрат».

Цель: сложить квадрат из 2-3 частей. Выставка книг «Развиваем логику детей».

Консультация «Дидактические игры для развития мышления».

Январь

Пополнение картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

«Сложи узор».

Цель: строить одноцветные дорожки, затем разноцветные по образцу. Закреплять названия цветов.

«Построим полосатый поезд».

Цель: выкладывать цветные кубики по собственному усмотрению.

«Собачка».

Цель: выкладываем из кубиков собачку.

«Дорожка к морковки».

Цель: выкладывать из кирпичиков дорожку к моркови.

Папка – передвижка «Игры для детей на изучение формы, цвета и величины».

Консультация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста».

Февраль

Повысить уровень теоретических знаний по применению интеллектуальных игр и пособий.

Распространение опыта работы по теме самообразования на образовательных сайтах.

«Лесенка»

Цель: выкладывать лесенку из кирпичиков.

«Стол для куклы».

Цель: Выложить из кубиков стол. Развивать внимание и воображение.

«Дорожка к сыру».

Цель: развивать творческие способности детей, научиться строить дорожку.

«Заборчик для коровки».

Цель: развивать умение и воображение. Строить заборчик из кирпичиков. Консультация «Организация дидактических игр в домашних условиях».

Март

Обобщение опыта работы по теме самообразования и инновационной деятельности, распространение опыта работы. • Рамки и вкладыши Монтессори: «Закрой окошки в домике».

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение узнавать и различать форму плоскостных фигур.

Сложи узор: «Построим поезд».

Цель: развивать умение различать цвета (красный, желтый, синий, белый, наглядно-действенное мышление.

• Кирпичики. Знакомство с кирпичиками, игра без рисунков и заданий.

Цель: развивать пространственное мышление; конструирование.

«Сложи квадрат»

Цель: развивать логическое мышление, умение достраивать до целого.

Папка – передвижка «Игры между делом».

Буклет «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б. П.

Апрель

Повысить уровень знаний по содержанию, организации, планированию и проведению занятий. • Рамки и вкладыши Монтессори: «Домик для феи».

Цель: развивать умение узнавать и различать форму плоскостных фигур, глазомер.

Сложи узор: «Построим башенку, дорожку».

Цель: развивать цветовое восприятие, воображение.

• Кирпичики. Собери модель по чертежу «Утюг».

Цель: развивать пространственное мышление, конструирование.

«Сложи квадрат».

Цель: развивать умение различать цвета, умение достраивать до целого. Папка – передвижка «Развитие сенсорных способностей по средствам дидактической игры».

Май

Сбор материала. Фотоотчет.

Отчет по самообразовательной работе в течении года.

Распространение опыта для родителей и коллег. • Рамки и вкладыши Монтессори. Сложи дорожку от Ежика к Медвежонку.

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение узнавать и различать форму плоских фигур.

Сложи узор: «Телефон», «Телевизор», «Чемоданы».

Цель: развивать умение различать цвета, творческие способности.

«Укладывание кубиков в коробку».

Цель: развивать наглядно-действенное мышление, конструирование. Консультация «Кубики Б. П Никитина – играем вместе с детьми».

Семинар-практикум для родителей по теме «Особенности и правила развивающих игр Б. П Никитина»

Список литературы:

1. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». - Академия развития, 1998г.

2. Запорожец А. Д., Маркова Т. А. «Основы дошкольной педагогики». - М., Педагогика, 1980г.

3. Ерофеева Т. И. "Математика дня дошкольников". — М. : Просвещение 1992г.

4. Логинова В. И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л. : 1990г.

5. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М. : Просвещение, 1991. изд. 6 испр. доп. с новым выступлением Световид, 2009г.

6. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». — М, Гея, 1994г.

7. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Педагогика, 1985г.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе песенных, инструментальных импровизацийРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе песенных, инструментальных импровизаций Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие умственных и творческих способностей детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 09:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД