Папки-передвижки

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы

Олеся Крешун
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Дата начала работы над темой – сентябрь 2021 года

Предполагаемая дата окончания работы – май 2023 года

Тема: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы»

Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношения у дошкольников через формирование устойчивого интереса к художественной литературе. Повышение профессионального мастерства.

Задачи:

Публикация «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах

• изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников.

• формировать представления у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки : человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали

• создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.

• разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.

• формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты для детей :

- у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;

- разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;

- разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;

- умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.

- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;

- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Пополнение собственного мини-сайта, распространение публикаций в сетевом педагогическом сообществе. Обогатить предметно-пространственную среду.

Литература :

1. Сборник научно – методических статей: Орел 2015г. //Под редакцией О. В. Бережнова

2. О. С. Ушакова: «Развитие речи детей 5-7 лет». М. : Сфера, 2015

3. М. А. Зимина, И. А. Ганичева: Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 136-138.

4. Т. А. Шорыгина: «О характере и чувствах» М. : «Творческий центр», 2013г

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6. И. Ильин: «Духовный мир сказки».

7. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

8. Е. А. Ульева: «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В.

9. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год

Месяц

Формы работы

Практический выход

Методическая работа по теме самообразования с детьми с педагогами с родителями

Сентябрь Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения. Постановка целей, задач работы. Выдвижение гипотезы. 1. Выявить уровень развития детей.

2. Оформление игровой зоны «Библиотека».

3. Подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

В. Осеева «Волшебное слово» Обмен опытом по теме «Духовно-нравственное развитие детей» Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой» Мониторинг

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

«Принимаем гостей»

Формировать культуру поведения в гостях.

Октябрь

Подбор дидактических игр.

Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах Составление перспективного плана.

.

1. Разработка дидактической игры: «Угадай сказку».

2. Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

3. Подготовка к осеннему развлечению.

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». Организация книжной выставки для родителей «Художественная литература для детей 5-6 лет» Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Развлечение «Осень золотая»

Ноябрь

Подбор и анализ художественной литературы писателя С. А. Пушкина

1. Чтение стихов А. С. Пушкина.

2. Знакомство с прологом поэмы "Руслан и Людмила"- "У лукоморья дуб зеленый. "

3. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

Консультация «Роль произведений А. С. Пушкина в воспитании нравственных качеств дошкольников»

Анкетирование «Сказки Пушкина дома»

Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина

Двигательные импровизации по тексту сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

Декабрь Подбор и анализ художественной литературы на тему «Порядочность»

1. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»

2. А. Барто «Есть такие мальчишки»

3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход»,

4. В. Осеева «Хорошее», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Разработка дидактической игры «Сказочные карты».

Использование картинок сказочных героев из детских книг, журналов, с помощью которых, дети сочиняют свои сказки.

Консультации для родителей: тема «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Выставка работ (дети и родители) «Новогодняя сказка».

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки

Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку»;

Январь Подбор и анализ художественной литературы на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни» 1. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».

2. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

3. Чтение и обсуждение рассказов.

Толстой «О людях больших и маленьких»,

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз» Разработка рекомендаций по проведению акции «Дерево добрых дел» Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» Акция «Дерево добрых дел»

Речевая игра «Говорим ласковые слова»

Цель: формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Февраль Подбор и анализ художественной литературы на тему «Трудолюбие»

Разработка картотеки с русскими народными пословицами и поговорками на тему «Труд» 1. Чтение произведений :

К. Чуковский

«Федорино горе»,

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

А. Карандашова «Большая стирка»,

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

2. С/ р игры:

«Парикмахерская»

3. Беседа «Труд взрослых в детском саду»

4. Загадки о труде. НОД по социально- коммуникативному развитию

(самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание)

«В гостях у Федоры». Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку» Д/и «Я начну, а ты продолжи»

пословицы о труде.

Дидактическая игра: «Угадай профессию»

Уборка в игровых уголках.

Март Подбор и анализ методической и художественной литературы на тему

«Православные праздники» 1. Чтение художественной литературы : В. Бородина Стихотворение «Дорога к храму»,

2. «Жаворонки - забытый праздник весны» Просмотр презентации.

3. Совместная работа детьми (лепка из солёного теста) «Жаворонки». Изучение статьи: «Роль народных праздников в развитии чувства доброты у старших дошкольников». Карпухина Г. А. Беседа с родителями на тему «Традиции Вашей семьи». Выставка работ «Православный Храм»

Прослушивание аудиозаписи «Колокольные звоны Руси»

Развлечение «Масленица».

Хоровод «Веснянка»

Апрель Подбор и анализ методической и художественной литературы на тему «Пасха»

Составление картотеки народных игр 1. Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье».

2. Беседа «Воскресение Христа».

3.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром.

4. Д/ и: «Приметы весны»

5. П/ и: «Игры с яйцами», «Чоканье», «Кучки», «Гори ясно» Рекомендации для педагогов: «Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников» Анкетирование «Православные традиции в семье» Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

Сценка «Пасхальное яичко».

Выставка совместных работ детей и родителей (поделки) «Пасхальное украшение»

Май Подборка материалов, методической литературы, художественной литературы на тему «День Победы».

Знакомство детей с историей страны — Великой Отечественной войной на примере произведений художников;

1. Чтение произведений :

Е. Благинина «Шинель»,

А. Барто «На заставе»,

З. Александрова «Дозор»,

Т. Белозерова «День Победы».

2. Беседа «Кто такие ветераны?»

3. Сюжетно - ролевая игра «Семья. Мы идем на парад». Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Анализ затруднений. «Своя земля и в кулачке родная». Рассказывание о подвигах наших прадедов.

Посещение с родителями митинга, посвященному Дню Победы.

Выставка рисунков и поделок «С Днем Победы!» (дети совместно с родителями

НОД «День Победы»

Лепка: «Военная техника. Самолет. Вертолет»

Мониторинг освоения программы самообразования.

Июнь Подборка материалов, методической литературы, художественной литературы на тему : «Культурное развитие и соблюдение правил морали»

1. Чтение худ. литературы :

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

«Лисичка – сестричка и серый волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Воронин «Трусишка»,

А. Барто «Медвежонок – невежа»,

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Организация культурно-досуговой деятельности: экскурсия в библиотеку Обсуждение «Трудности в реализации плана самообразования» Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимого отношения к окружающим». Литературная викторина «Сказочная страна».

Внесение книг в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

Июль Планирование деятельности и перспектив развития. Изучение литературы по данной теме. Качественный анализ результатов работы с детьми по теме самообразования Обмен опытом по составлению перспективного плана теме самообразования Рекомендации родителям «Особенности развития детей 6-7 лет» Помощь в восстановлении книг совместно с детьми.

Август Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. Разработка практического этапа по теме самообразования Обмен опытом в индивидуальных консультациях. Консультации для родителей: «Читаем детям», о пользе чтения, как воспитать интерес к книге

Акция благотворительности «Подари детям книгу» (обогащение книжного уголка).

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год

Месяц

Формы работы

Практический выход

Методическая работа по теме самообразования с детьми с педагогами с родителями

Сентябрь Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.

Чтение русских народных сказок. Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» Консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

Разгадывание загадок на тему: «Герои русских народных сказок»,

Октябрь Изучение темы: «Роль сказки в правовом

воспитании детей».

Разработать педагогический проект, направленный на повышение

нравственного развития детей старшего дошкольного возраста,

1. Чтение

«Просто старушка» В. А. Осеевой

Рассказ о том, что помощь следует оказывать любому человеку, попавшему в беду, а не только родственникам и знакомым.

2. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Мораль этой сказки- если быть добрым и бескорыстным, то справедливость восторжествует, а зло будет наказано. Консультация «Социально-

нравственное воспитание

дошкольников средствами

художественной литературы».

Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка». Изготовление открыток для бабушек и дедушек.

Разыгрывание сказок с помощью инсценировки

разнообразных видов театра.

Ноябрь

Подбор и использования художественной литературы в

качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного

возраста.

Работа с детьми: Литературная гостиная

совместной деятельности по вечерам).

1. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»

Сказка учит любить, ценить своих родителей.

2. Чтение рассказа «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстого

Мораль басни. «Что посеешь, то и пожнешь.

Консультация для педагогов

«О воспитании интересам к чтению» Индивидуальная работа с

родителями: Практические

советы «Как подружить ребёнка с книгой».

Выставка «Портрет моей мамочки»

Акция «Принеси любимую книгу для чтения в сад»

Декабрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Изучение темы: «Духовно-нравственной

развитие детей посредством книги»

1. Чтение рассказа Л. Н. Толстой «Филиппок»

Сказка учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.

2. «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Мораль: добро вознаграждается, а зло карается.

Обмен опытом: картотека дидактических игр по сказкам Консультации для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок:

Январь Изучение темы: «Зарубежная литература в воспитании дошкольников».

Составление картотеки зарубежных сказок.

Оформление в группе книжного уголка.

1. Ш. Перро:

«Красная шапочка»,

«Золушка»,

Сказка учит быть добрыми, трудолюбивыми, искренними, сострадательными. И в то же время показывает, как нехорошо быть злым, грубым, несправедливым, жестоким человеком.

2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»

Мораль в том, что только любовь и дружба близких людей являются самыми большими ценностями. Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки.

Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям 6-7 лет» Театральная деятельность с детьми (театр масок) постановка сказки «Красная шапочка».

Рисование иллюстрации к любимой сказке.

Буклет «Рекомендации по формированию нравственных ценностей и культуры поведения младших школьников»

Февраль Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного

развития личности ребенка».

1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого

«Косточка»

Главная мысль рассказа в том, что обманывать – это плохо.

Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».

2. Чтение произведений о подвигах солдат

У. Бражнина «Шинель», Я. Длуголенский «Что могут солдаты» Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии»

Консультация для родителей: «Воспитание ответственности через сказку». Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Выставка совместных работ детей на тему :

«Наши любимые сказки».

Март Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов 1. Чтение произведений о женщинах, мамах.

2. Чтение сказки Шарль Перро "Золушка"

Сказка учит нас оставаться добрыми и не срывать свою злость на других. Умение прощать – это главная мысль сказки.

Рекомендации для педагогов

«Учим наизусть» Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Продуктивная деятельность.

Подарки для мам

Дидактические игры:

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе

выражения из сказок)

Апрель Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

1. Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Главная мысль сказки- пословица «Какие труды, такие и плоды»?

2. Чтение сказки «Три поросёнка»

Сказка учит трудолюбию и упорству в достижении своей цели, дружбе, сплоченности. Консультация для воспитателей

«Чему учат сказки и потешки»

Оформление выставки для родителей: Выставка книг.

Организация конкурса рисунков «Вот и сказочке конец»

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Викторина «Профессии сказочных героев»

Май Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

1. Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

2. С. П. Алексеев «Брестская крепость»

3. Соболев Леонид «Батальон четверых» Выступление на

педсовете.

Рекомендации «Что читать детям на каникулах» Отчёта о проделанной работе за учебный год.

Участие в параде Победы

Буклет - рекомендация для родителей с картотекой произведений

«Что читать детям на каникулах»

Июнь Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. Чтение сказок С. А. Пушкина

1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Основной мыслью: " Радуйся тому, что имеешь, и будь благодарен за это"

2. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Сказка учит ценить труд, призывает быть щедрым, сообразительным, целеустремленным и верным слову.

3.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Сказка учит вере в добро, верности слову и любви. Обмен опытом: список литературы для детей 5-6 Памятка «С какими

книгами лучше дружить

дошколятам».

Театрализация для младшей группы

«Репка»

Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А. С. Пушкина

Картотека детской литературы для детей 5-6 лет

Июль Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. 1. Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Главная мысль в том, что доброе и любящее сердце способно смягчить злобное и черствое существо.

2. Чтение сказки "Цветик - семицветик" Валентина Катаева

Сказка учит доброте.

Памятка «Приоритеты нравственно-духовного воспитания» Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!» (о домашнем чтении вслух) Семейная фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья»

Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок».

Август Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях в новый учебный году.

1. Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

Главную мысль этого произведения «Мы в ответе за тех, кого приручили".

2. «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Она напоминает всем, что несправедливость всегда будет повержено, а добро преодолеет все преграды. Обмен опытом по составлению перспективного плана на следующий учебный год Рекомендации

«Личная библиотека вашего ребенка» Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый

лад (с музыкальным сопровождением).

Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 08:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Крешун (УИ 2825663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД