Татьяна Терещенко
План занятий по формированию элементарных математических представлений с детьми 5–6 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-тематический план занятий по ФЭМП с детьми 5-6 лет с ЗПР
I период (сентябрь-ноябрь)
10 недель (1 занятие в неделю, всего 10 занятий)
№ п/п Тема занятия
1 Цвет предметов
2 Форма предметов
3 Сравнение количества предметов методом соотнесения (наложения, приложения). Уравнивание количества предметов
4 Понятия высокий - низкий
5 Понятия длинный - короткий
6 Понятия широкий - узкий
7 Понятия толстый – тонкий. Число и цифра 1
8 Число и цифра 2
9 Число и цифра 3
10 Число и цифра 4
II период (декабрь-февраль)
Публикация «План занятий по формированию элементарных математических представлений с детьми 5–6 лет с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
12 недель (1 занятие в неделю, всего 12 занятий)
№ п/п Тема занятия
1 Соотнесение числа с количеством предметов и с цифрой. Уравнивание количества предметов
2 Число и цифра 5. Числовой ряд от 1 до5
3 Знаки >, <, =. Порядковый счет до 5
4 Образование чисел 2 и 3
5 Геометрические фигуры. Знаки >, <, =
6 Круг, шар
7 Образование числа 4. Целое и части
8 Квадрат, куб
9 Образование числа 5. Ориентировка в пространстве
10 Число и цифра 6. Прямой и обратный счет в пределе 6
11 Цифровой ряд от 1 до 6. Порядковый счет. Части суток
12 Цилиндр. Знаки >, <, =
III период (март-май)
9 недель (1 занятие в неделю, всего 9 занятий)
№ п/п Тема занятия
1 Число и цифра 7
2 Дни недели. Порядковый счет до 7
3 Треугольник, конус
4 Число и цифра 8
5 Числа и цифры от 1 до 8. Порядковый счет. Трапеция, ромб
6 Число и цифра 9. Прямой и обратный счет в пределе 9
7 Число и цифра 0
8 Число 10. Порядковый счет до 10
9 Числа и цифры от 1 до 10
Перспективный план проведения занятий по ФЭМП с детьми 5-6 лет с ЗПР
I период (сентябрь-ноябрь)
1. Цвет предметов
Задачи: Учить детей сравнивать предметы по цвету. Находить одинаковые и разные по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету.
Игры и упражнения: «На что похоже?», «Какая фигура лишняя?» (по цвету, «Разложи фигуры по цвету», «Продолжи ряд» (с пеналами, «Собери картинку» (овощи)
2. Форма предметов
Задачи: Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Учить сравнивать предметы по форме, соотносить одинаковые и разные по форме предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по форме и различать по другим признакам.
Игры и упражнения: «Соберем урожай», «Разложи фигуры по форме», «Что похоже на круг, треугольник, квадрат; прямоугольник, овал?», «Какой кубик лишний?». Работа в тетради
3. Сравнение количества предметов методом соотнесения (наложения, приложения). Уравнивание количества предметов
Задачи: Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом соотнесения (наложения, приложения). Учить способу уравнивания совокупности предметов путём увеличения предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Учить сопровождать практические действия словами (прибавил, убавил; стало больше, стало меньше; стало поровну, одинаковое количество; столько же, сколько).
Игры и упражнения: «Посчитай», «Найди», «Найди отличия», «Поставь так, чтобы треугольников стало меньше, кругов больше, а квадратов осталось столько же», «Сделай поровну», «Из каких геометрических фигур состоит дом?», «Какой фигуры не хватает?». Работа в тетради
4. Понятия высокий - низкий
Задачи: Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по высоте способом приложения, наложения. Определять указанные признаки предметов словами: высокий – низкий, одинаковые по высоте, выше – ниже, самый высокий – самый низкий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
Игры и упражнения: «Назови высокие, низкие предметы», «Найди одинаковые по высоте матрёшки», «Выложи из палочек низкую и высокую ёлочки». Работа в тетради
5. Понятия длинный - короткий
Задачи: Учить сравнивать несколько предметов по величине способом приложения, наложения. Определять эти признаки предметов словами: длинный - короткий, одинаковые по длине, длиннее – короче, самый длинный, самый короткий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
Игры и упражнения: «Назови длинные, короткие предметы», «Кто быстрей скрутит ленту?», «Разложи шарфики от длинного до короткого», «Продолжи ряд»
6. Понятия широкий - узкий
Задачи: Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по ширине способом приложения, наложения. Определять указанные признаки предметов словами: широкий – узкий, одинаковые по ширине, шире – уже, самый широкий – самый узкий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. Ориентировка на листе бумаги.
Игры и упражнения: «Назови широкие, узкие предметы», «Разложи шарфики». Работа в тетради
7. Понятия толстый – тонкий. Число и цифра 1
Задачи: Учить сравнивать предметы по толщине. Определять толщину предметов словами: толстый - тонкий, одинаковые по толщине, толще – тоньше, самый толстый, самый тонкий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. Познакомить с цифрой «1». Учить согласовывать числительное «один» и наречие «много» с существительными в роде и падеже.
Игры и упражнения: «Назови толстые, тонкие предметы», «Кошки - мышки», «Найди отличия», «Составь картинку» (счётные палочки, «Найди», «На что похожа 1?», «Один - много», «Запретное число»
8. Число и цифра 2
Задачи: Учить детей соотносить число с количеством предметов. Познакомить с образованием числа «2» и его составом. Учить устанавливать независимости количества от цвета, формы, размера предметов. Познакомить с цифрой «2», понятием пара.
Игры и упражнения: «Найди пару предметов», «На что похожа цифра 2?», «Запретное число», «Найди ошибку». Работа в тетради
9. Число и цифра 3
Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа «3» на основе сравнения двух совокупностей, называть и обозначать цифрой. Учить соотносить число с количеством предметов и цифрой. Учить устанавливать последовательность чисел в пределе трёх в прямом и обратном порядке. Закреплять понятия: спереди - сзади в окружающей обстановке. Счёт на слух, на ощупь, счёт движений.
Игры и упражнения: «На что похожа цифра 3?», «Расставь по росту», «Что изменилось?» (с цифрами, «Запретное число», «Сосчитай» (с пуговицами, «Танграм»
10. Число и цифра 4
Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа «4» на основе сравнения двух совокупностей, называть и обозначать цифрой. Учить соотносить число с количеством предметов и цифрой. Учить устанавливать последовательность чисел в пределе четырёх в прямом и обратном порядке. Упражнять в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 4. Учить согласовывать числительное «4» с существительными в роде, падеже.
Игры и упражнения: «Назови соседей», «На что похожа цифра 4?», «Запретное число», «Посчитай и покажи цифру», «Какой цифры не стало?», «Сосчитай» (с пуговицами, «Расставь фигуры по цвету». Работа в тетради
II период (декабрь-февраль)
1. Соотнесение числа с количеством предметов и с цифрой. Уравнивание количества предметов
Задачи: Закреплять у детей умение соотносить число с количеством предметов и с цифрой. Закреплять названия частей суток, их последовательность. Дать представления о настоящем, прошедшем, будущем времени (сегодня, завтра, вчера); учить использовать в речи соответствующие слова, обозначающие временные понятия. Учить способу уравнивания совокупности предметов путём увеличения предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе.
Игры и упражнения: «Разложи по - порядку» (части суток, «Когда это бывает?», «Число, количество, цифра», «Живые числа». Работа в тетради
2. Число и цифра 5. Числовой ряд от 1 до 5
Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа «5» на основе сравнения двух совокупностей, называть и обозначать цифрой. Учить соотносить число с количеством предметов и цифрой. Прямой и обратный счёт. Называние соседей числа. Познакомить с пятиугольником. Уточнить и закрепить понятия слева – справа – посередине; над - под в действиях с предметами и на плоскости.
Игры и упражнения: «На что похожа цифра 5?», «Живые числа», «Какой цифры не стало?», «Назови соседей числа», «Запретное число», «Число, количество, цифра», «Сосчитай (треугольники)», «Положи на нижнюю полоску квадратов на 1 больше, чем на верхней полоске». Работа в тетради
3. Знаки >, <, =. Порядковый счет до 5
Задачи: Познакомить детей со знаками >, <, =. Закреплять понятия больше, меньше, поровну. Уточнить понятия спереди, сзади, слева, справа, между. Порядковый счёт до5. Учить отвечать на вопрос: Который по счёту? На каком месте? Закреплять последовательность чисел в цифровом ряду. Упражнять в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 5. Развитие внимания, логического мышления.
Игры и упражнения: «Расставь знаки», «Который по счёту? На каком месте?», «Чего не хватает?», «Живые числа», «Посчитай» (на ощупь, «Какое число я задумала?», «Продолжи ряд». Работа в тетради
4. Образование чисел 2и3
Задачи: Познакомить детей с составом чисел 2 и 3. Учить раскладывать числа 2, 3 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно на конкретных предметах. Познакомить детей с переместительным свойством сложения. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
Игры и упражнения: «Что перепутал художник?», «Назови, где расположена названная фигура». Работа в тетради
5. Геометрические фигуры. Знаки >, <, =
Задачи: Продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек. Упражнять в счете, в классификации предметов по разным признакам.
Игры и упражнения: «Кто больше назовет?», «Сложи из палочек», «Работа с геометрическими фигурами», «Продолжи ряд», «Расставь знаки». Работа в тетради
6. Круг, шар
Задачи: Познакомить детей с шаром и его свойствами. Закреплять представления детей о круге. Ориентировка на листе бумаги: верх, низ, право, лево, углы. Развивать тактильные ощущения.
Игры и упражнения: «Что неправильно нарисовал художник?», «Чудесный мешочек», «Муха»
7. Образование числа 4. Целое и части
Задачи: Познакомить детей с составом числа 4. Учить раскладывать число 4 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно на конкретных предметах. Ориентировка на листе. Учить детей делить целое на 2 и 4 равные части. Дать представление о том, что половина – это 1 из 2 равных частей целого. Развивать мыслительные операции, связную речь, ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: «Найди отличия», «Угадай число», «Кто больше?», «Собери картинку», «Подели на части», «Посчитай». Работа в тетради
8. Квадрат, куб
Задачи: Познакомить детей с кубом и его свойствами. Закреплять представления о квадрате. Развитие тактильных ощущений, внимания, мышления.
Игры и упражнения: «Определи, чего не хватает», «Чудесный мешочек», «Сосчитай»
9. Образование числа 5. Ориентировка в пространстве.
Задачи: Познакомить детей с составом числа 5. Учить раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять целое число на конкретных предметах. Продолжать формировать понятие о переместительном свойстве сложения. Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «между». Развивать логическое мышление.
Игры и упражнения: «Чего не хватает?», «Весёлые задачи», «Какая цифра живёт в квартире?». Работа в тетради
10. Число и цифра 6. Прямой и обратный счет в пределе 6
Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа «6» на основе сравнения двух совокупностей. Познакомить с цифрой «6». Учить соотносить число 6 с количеством предметов и цифрой. Учить устанавливать последовательность чисел в пределе шести, счёт в прямом и обратном порядке, начиная с заданного числа. Развитие логического мышления, внимания.
Игры и упражнения: «Живые числа», «Задачи в стихах», «Покажи столько же пальчиков», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?». Работа в тетради
11. Цифровой ряд от 1 до 6. Порядковый счет. Части суток
Задачи: Учить отвечать на вопрос: Который по счёту? На каком месте? Закреплять последовательность чисел в цифровом ряду. Уточнить представления детей о сутках и составных частях суток, их последовательности. Систематизировать конкретные представления о том, что происходит в разное время суток.
Игры и упражнения: «Расставь картинки», «Посчитай», «Верно – неверно», «Что неправильно нарисовал художник», «Продолжи ряд»
12. Цилиндр. Знаки >, <, =
Задачи: Познакомить детей с цилиндром. Закреплять представления о кубе, шаре. Продолжать учить детей сравнивать количество предметов, используя знаки >, <, =. Учить решать задачи геометрического характера на смекалку. Развитие тактильных ощущений, внимания, мышления.
Игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Сделай поровну», «Составь из палочек» (на смекалку).
III период (март-май)
1. Число и цифра 7
Задачи: Познакомить детей с числом и цифрой 7. Счёт прямой и обратный, начиная с заданного числа. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Совершенствовать навыки порядкового счёта в пределах семи.
Игры и упражнения: «Найди отличия», «Живые числа», «Назови соседей числа», «Что изменилось?», «Задачи в стихах», «Сосчитай по - порядку», «Число, количество, цифра». Работа в тетради
2. Дни недели. Порядковый счет до 7
Задачи: Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху». Упражнять в названии дней недели, в порядковом счете в пределах 7.
Игры и упражнения: «Отгадай число», «Задай вопрос», «Неделька»
3. Треугольник, конус
Задачи: Познакомить детей с конусом. Закреплять представления о треугольнике. Развитие тактильных ощущений, внимания, мышления.
Игры и упражнения: «Продолжи ряд», «Определи, чего не хватает», «Чудесный мешочек», «Назови предметы, похожие на.»
4. Число и цифра 8
Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа «8» на основе сравнения двух совокупностей. Познакомить с цифрой «8». Учить соотносить число 8 с количеством предметов и цифрой. Учить устанавливать последовательность чисел в пределе восьми, счёт в прямом и обратном порядке, начиная с заданного числа. Повторить части суток. Развивать логическое мышление.
Игры и упражнения: «Что сначала, что потом» (части суток, «Реши задачи - шутки», «Живые числа», «Запретное число», «Назови соседей числа», «Вставь цифру», «Число, количество, цифра»
5. Числа и цифры от 1 до 8. Порядковый счет. Трапеция, ромб
Задачи: Закреплять знание последовательности чисел (цифр) в числовом ряду в пределах 8. Порядковый счёт до 8. Продолжать учить сравнению количества предметов, называя конечный результат (больше на 1, меньше на 1). Развивать мыслительные операции, связную речь.
Игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Живые числа», «Выложи больше (меньше) на 1». Работа в тетради
6. Число и цифра 9. Прямой и обратный счет в пределе 9
Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа «9» на основе сравнения двух совокупностей. Познакомить с цифрой «9». Учить соотносить число 9 с количеством предметов и цифрой. Учить устанавливать последовательность чисел в пределе девяти, счёт в прямом и обратном порядке, начиная с заданного числа.
Игры и упражнения: «Живые числа», «Назови соседей числа», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Вставь цифру», «Покажи нужную цифру» (по количеству предметов)
7. Число и цифра 0
Задачи: Познакомить с числом и цифрой 0, упражнять в количественном и порядковом счете до 9. Закреплять умение сравнивать количества предметов, называя конечный результат «больше/меньше на 1». Закреплять умение находить место числа в числовом ряду и соотносить количество предметов с числом. Развивать речь, внимание, зрительную память, мышление, пространственные представления.
Игры и упражнения: «Найди столько же», «Запомни и расскажи», «Найди такой же предмет»
8. Число 10. Порядковый счет до 10
Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа «10» на основе сравнения двух совокупностей. Познакомить с числом «10». Учить соотносить число 10 с количеством предметов и цифрой. Учить устанавливать последовательность чисел в пределе десяти в прямом и обратном порядке, начиная с заданного числа. Закреплять навыки порядкового счёта в пределе 10. Показать, что для определения порядкового места предмета имеет значение направление счёта.
Игры и упражнения: «Посчитай по-порядку», «Живые числа», «Назови соседей числа», «Найди своё место» (с цифрами, «Положи цифру по количеству названных предметов» (с пеналом). Работа в тетради
9. Числа и цифры от 1 до 10
Задачи: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду. Закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить количество предметов с цифрой. Развивать пространственные представления, внимание, зрительное восприятие, умение действовать в соответствии с инструкцией.
Игры и упражнения: «Бывает – не бывает?», «Вставь облачко», «Помоги бабочке долететь до цветка», «Добавь, чтобы предметов стало 10»