Планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Исаева Людмила
Планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«. Дайте им (детям) право исследовать что-нибудь самостоятельно – только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.» М. А. Балабан.

В средней группе особое внимание следует уделить опытнической деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы:

— обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;

— формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

— продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.

Тематическое планирование

познавательно-исследовательской работы

с детьми средней группы

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь Небо. Солнце.

Задачи и содержание: Выяснить с детьми роль солнца для всего живого: дарит тепло, свет, радость. Посмотреть, как под лучами солнца оживает природа: птицы поют, летают насекомые. Внести зеркальце, «поймать» с помощью его солнечного зайчика и поиграть с солнечными лучиками.

Наша песочница.

Задачи и содержание: Закрепить знание свойств песка: сырой, мокрый, сухой, сыпучий. Сделать постройки из песка.

Небо. Птицы.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Рассмотреть внешний вид птиц, их поведение, послушать голоса.

Подарки осени. Сделаем бусы из разноцветных листьев.

Задачи и содержание: Уточнить и закрепить понятие — листопад. Порадоваться красоте ковра из листьев. Собрать листья на нитку.

Октябрь Сила ветра.

Задачи и содержание: Формировать умение определять силу ветра. Что делает ветер? Дует, срывает с дерева листья, листья в воздухе кружатся. Провести игру с листьями: какой лист ветер поднимет выше и сдует дальше? После прогулки прочесть познавательную сказку “Ветерок”. Вода имеет цвет.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами воды. Провести опыты с красителями. Доказать, что вода может менять цвет.

Вода. Воздух.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха. Взять воздушный шарик и предложить детям утопить шарик в тазу. Это сделать не удаётся. Вода имеет силу. А потонет ли резиновый мяч? Выяснить с детьми.

Запахи.

Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми, что в воздухе существуют разные запахи. Все предметы имеют свой запах: пахнет апельсин, лук, огурец, капуста и т. д.

Ноябрь Всё увидим и узнаем.

Задачи и содержание: Показать свойства увеличительного стекла. Предложить детям узнать видоизменённые предметы. Тонет – не тонет.

Задачи и содержание: Испытать на плавучесть предметы из различных материалов, провести наблюдение, какие из них утонут — тяжёлые или лёгкие. Вода и воздух.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами воды и воздуха. Показать детям, что воздух – повсюду. Он есть и в пустой бутылочке. Опустить её в таз с водой, увидеть пузырьки, — это из бутылочки выходит воздух. Подарки зимы. Снежинка – гостья с неба.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами снега. Наблюдать за тем, как падает снег: хлопьями, отдельными снежинками. С помощью лупы рассмотреть лучики снежинок. После прогулки прочесть познавательную сказку «Первый снег».

Декабрь Почему дерево плавает?

Задачи и содержание: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.

Вода имеет вкус.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Проверить с детьми, что будет, если воду посолить, насыпать в неё сахар. А если добавить лимон? Огонь. Тепло. Свет.

Задачи и содержание: Представить информацию детям о том, что тепло может приносить пользу, а может принести горе. Закрепить правила поведения дома. Наблюдать с детьми за пламенем свечи. Выяснить, что огонь даёт тепло, греет воду, растопит снег. Спросить, где дома дети видели огонь? Почему нельзя играть с огнём? Разноцветные шарики

Задачи и содержание: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)

Январь Волшебный луч, Тень

Задачи и содержание: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.

Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.

Наш огород и весна. Наш лук.

Задачи и содержание: Наблюдение за луковицей. Провести опыт: в стеклянные банки поставить луковицы. Наблюдать за появлением первых корней. Корни растут внизу луковицы. Сверху растут зелёные побеги – перья лука. В мире пластмассы

Задачи и содержание: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.

Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.

Взаимодействие воды и снега

Задачи и содержание: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Февраль Подарки зимы. Лёд.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами воды: при охлаждении замерзает и превращается в лёд. Рассмотреть льдинки: скользкие, прозрачные, холодные. Вспомнить с детьми сказку «Лиса и волк». Почему волк остался без хвоста? Попросить детей объяснить причину. Весна. Наш огород. Вырастим морковные верхушки.

Задачи и содержание: Выяснить значение воды для роста растений. Провести опыт: в блюдце положить верхушки моркови. В другое блюдце налить воды и поставить верхушки моркови. Наблюдать за появление зелёных побегов моркови в блюдце, где есть вода. Путешествие в прошлое бумаги»

Задачи и содержание: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.

Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.

Что отражается в зеркале?»

Задачи и содержание: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.

Март Подарки весны. Освобождение из плена.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами льда (тает от тепла). Расположить на солнышке льдинки с замороженными фигурками внутри, размораживание их — освобождение из ледяного плена. Вода. Ветер.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами воды и воздуха. Понаблюдать, как от ветра на поверхности воды появляются волны. Поиграть в игру «Сделаем волны». Весна. Вода, веточка и тепло.

Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что без воды – нет жизни. Проследить за оживанием веточки в тепле. Провести опыт: взять 2 веточки и поставить в вазы. В одну вазу налить воды, другую оставить без воды. Наблюдать за веточками. Гости нашего участка.

Задача и содержание: Провести наблюдение за повадками и поведением птиц с приходом весны.

Апрель Небо. Звёзды.

Задачи и содержание: Рассказать детям о Полярной звезде, созвездии Большой Медведицы. На прогулке найти самую яркую звезду на небе. Небо. Планета Луна.

Задачи и содержание: Продолжить знакомство с планетами солнечной системы. Что, кроме солнца, можно увидеть на небе? (Звёзды, луну). Выяснить, чем луна отличается от солнца? Вода имеет форму.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Провести опыт: взять стеклянные сосуды разной формы. Налить в них воду. Вода приняла форму сосудов: широкую, длинную, низкую, высокую. Где воды больше, в каком сосуде? Выяснить с детьми. Подарки весны. Поймаем солнечного зайчика.

Задачи и содержание: Вспомнить с детьми, что у солнышка есть лучики света. Их можно «поймать». Навести солнечный зайчик на стену дома. Предложить «поймать» зайчика.

Май Мир меняет цвет.

Задачи и содержание: Рассмотреть окружающие предметы через разноцветные стёкла. Обыграть ситуацию. Такая разная ткань

Задачи и содержание: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

Материал: разные виды ткани (расцветка, структура, нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.

Весна.

Задачи и содержание: Выяснить, что для роста растений нужна земля и вода. Провести опыт: в ящик с землёй поместить клубни картофеля, полить посадку. В другой ящик поместить клубни без земли и воды. Наблюдать за изменениями: клубни без земли завяли, из них растут ветки, но не зелёные. А клубни в земле проросли, вверх тянутся зелёные побеги. Зачем нужны весы?

Задачи и содержание: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.

Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная льдинка» Тема: «Волшебная льдинка» Задачи: 1. Формировать исследовательский и познавательный интерес у детей в ходе эксперимента со льдом. 2. Познакомить.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Дикие животные и их детеныши» Цель: создать условия для закрепления знаний детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания и активизировать словарь по данной.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный воздух». .

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Снежные чудеса» в средней группе .

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Сезонные изменения в природе. Весна» Цель: Расширение и закрепление знаний детей о законах природы, их сезонности на примере зима-весна. Задачи: 1. Систематизировать и дополнить.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Весеннее приключение»НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Весеннее приключение» Цель: спасти зайчика от половодья путём проведения опыта «тонет – не тонет». Задачи: 1. Продолжить знакомить детей со способами исследования.

Открытый показ познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух» в средней группе Ход занятия: Дети входят в белых халатах. В. Ребята, мы свами пришли в нашу мини лабораторию. Скажите мне что нужно одеть, чтобы попасть.

Планирование по познавательно-исследовательской деятельности Тема недели Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции разных видов деятельности.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Сценарный план НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Черепашка» ВидеоСценарный план НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Черепашка» Видео Цель: Расширение представлений детей с образом жизни черепахи, её внешним видом, повадками. Задачи: Образовательные: - продолжать расширять.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Опубликовано: 24 августа 2018 в 01:19
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Проект «Познакомьтесь — это Я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Уголок творчества своими руками
Уголок творчества ( оформление) во второй младшей группе. Здравствуйте мои дорогие друзья, коллеги и просто гости моей странички нашего любимого сайта!...
Конспект НООД «Машины помощники» с детьми средней группы по образовательной области...
Программные задачи: 1. Формировать умение детей отвечать на вопросы. Развивать связную речь. 2. Обогащать словарь детей словами со сходным и противоположным...